Два свитка, иллюстрирующие главу «Касиваги»

Два свитка, иллюстрирующие главу «Касиваги» (музей Токугава, Нагоя), дают возможность понять, каким образом пытается хэйанский художник передать сцены эмоционально-напряженные, даже драматичные. На одной изображен принц Гэндзи, держащий младенца, которым только что разрешилась его официальная жена принцесса Нёсан и отцом которого является Касиваги; на другой передается сцена в спальне умирающего Касиваги, к которому пришел его друг Югири. Бросается в глаза совершенно различная ритмическая организация двух картин. В первом случае перерезающие всю композицию резкие диагональные линии, отделяющие фигуры друг от друга, сочетание высветленных нежных и густых мрачных тонов, зажатость фигур в малом и заметно вздыбленном пространстве. Главное действующее лицо — принц Гэндзи — помещено в верхнем левом углу в крайне сжатом пространстве, образованном краями свитка и диагональю балки. Лишь внизу эта пространственная ячейка открыта по направлению к женской фигуре в широких одеждах. Вся остальная часть картины справа фактически пуста, там нет ничего живого, только шторы, занавеси, ограда веранды и земля под ней. Во втором случае главная сцена выделена спокойной горизонталью сверху, ширмой справа и занавесом слева, в центре — фигуры героев, их склоненные друг к другу головы. Перед нами — свободное пространство, и расположение сцены в глубине как бы мягко вводит зрителя в атмосферу дружеского прощания и грусти. С помощью цвета ставятся главные эмоциональные акценты и выявляется смысл всей сцены. Фигура Югири в блекло-розовой одежде изображена на фоне полотнища теплого золотистого тона, а лежащий Касиваги виден из-за занавеса холодного серо-сиреневого цвета. Большая роль в общем колористическом решении картины принадлежит мягкому зеленому, создающему ощущение покоя и умиротворенности.

Такасина Такаканэ. Касуга гонгэн кэнки. 1309. Деталь свитка

Такасина Такаканэ. Касуга гонгэн кэнки. 1309. Деталь свитка

Лишь изображенные в левом нижнем углу свитка фигуры женщин, как бы уже узнавших о смерти Касиваги, исполнены в тревожных ритмах, отсутствующих в центральной сцене. Очень интересны наблюдения профессора А. Сопера по поводу построения пространства в свитках «Гэндзи моногатари». Он пишет о том, что для передачи внутреннего состояния героев и атмосферы каждой сцены в целом для художника оказывается очень важным, под каким углом по отношению к нижнему краю свитка направлены диагональные линии, обозначающие либо балки архитектурной конструкции, либо карнизы занавесей, либо край веранды. В зависимости от степени эмоциональной напряженности, которую собирается передать художник, угол этот меняется от 30° почти до 54°. Наибольший угол имеется как раз в свитке «Касиваги», где изображен Гэндзи с ребенком на руках, сцене наиболее драматичной и в романе, и в серии иллюстраций, сохранившихся до настоящего времени.
⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Смысловая роль цвета в свитках «Гэндзи»

А. Сопер пишет также о смысловой роли цвета в свитках «Гэндзи», имеющего главным образом не изобразительные, а выразительные функции. Цвет, как и линейный ритм, служит организации движения взгляда зрителя, последовательности восприятия всей композиции, а следовательно, постижения ее внутреннего смысла, который передается через соотношение различных живописных элементов. Пространственное построе...

далее...

Развитие декоративной живописи

Для развития декоративной живописи 17—18 веков стилевое направление Фудзивара Такаёси оказалось наиболее важным и оказало самое сильное воздействие. Эту систему условно можно определить как декоративно-поэтическую. Зато традиция, в основе изобразительного языка которой лежала динамическая линия, сыграла свою важную историческую роль в 13—14 веках, когда постепенно стали возобновляться связи с к...

далее...

Монохромная пейзажная живопись

Особенностью развития ранней монохромности живописи в Японии (с конца 12 века) было то, что из Китая были завезены готовые образцы пейзажа шань-шуй как канонической системы, которую оставалось только усвоить и освоить. Первыми очагами распространения монохромной пейзажной живописи стали буддийские монастыри секты дзэн, а первыми художниками были дзэнские монахи, практиковавшие наряду с пейзажем...

далее...