Японская живопись и гравюра

В традициях японской живописи очень много существует разнообразных стилей, форм, техник. Картины имели формы свитков, свитков горизонтального вормата, когда рассматривать картину можно по мере разворачивания свитка, в виде отдельных альбомных листов, которые украшали веера, стены. Выделяется два главных направления в стилях - это континентальное (привезенное из Китая и Кореи) и чисто Японское

До Х века преобладало китайское направление (кара - э) буддийского содержания и только с Х века появляется японская живопись (ямато - э), отличная от китайской. Вначале живописно раскрашивали ширмы и раздвижные экраны в этом стиле, позже появились большие свитки (эмакимоно) и живопись на альбомных листах (сооси) Сохранились ранние эмокимоно ХПвека, которые иллюстрируют произведения японской классики периода Хэйан - «Гэндзи моногатари»,»Исэ моногатари», «Хэйкэ моногатари». Большую популярность имели произведения «Свиток придворного Бан дайнагон» и «Свиток ежегодных обрядов и церемоний.», «Свиток веселящихся животных» и «Свиток адских миров». В ХIV веке на смену жанру эмакимоно приходит монохромная живопись тушью в дээнской манере (суми - э). Она выходит за рамки монастырской традиции и становится основой светского искусства. Стал развиваться тогда же жанр полихромного портрета, работать в этом жанре стал такой знаменитый художник как Муссо Сосэки и его ученик Мутоо Сюуи. Но на протяжении ХIV - XV вв. преобладал жанр монохромного пейзажа в стиле сансуйга (ими украшали дворцы богатых людей). Работали в этом жанре в основном образованные художники. В основе этого жанра лежит изображение природы, ее гармонии и идеализации как божественного творения. Более известными художниками этого периода и жанра являются - Минтё, Дзёсэцу, Тэнсёо Сюубун, Сэссюу Тооёо. Создателем первой школы японской живописи, объединивший китайские традиции с ямато - э стал Каноо Масанобу, который был официальным художником при дворе Асикага. Учениками и выпускниками этой школы стала целая плеяда художников. Художники Каноо разработали так же целое направление декоративной и изысканной полихромной живописи. В этом стиле расписанные ими веера, ширмы, панно стали основой японской живописиконца XVI века (период Адзути - Момояма). Замок Адзути резиденции Нобунага расписал Каноо Эйтоку (1543 - 1590), а позже и дворец Дзюракудай, императорскую резиденцию. в Киото. Но данные сооружения были разрушены во времена военных действий.

Эйтоку был первым, кто стал использовать золотую фольгу в настенной живописи. К знаменитым школам японской живописи относятся школы Тоса и Римпа. Школа Тоса была под покровительством Императора и процветала в период XV - XIX вв. В основу сюжетов легли произведения придворной литературы - «Повесть Гэндзи» В стиле Тоса проглядывается изысканная линия, богатее краски, хорошая прорисовка деталей и декоративная композиция. Школа Римпа - ее основали Таварая Соотацу И Хонами Кооэцу, а одним из известных стал мастер Огата Корин, который стал вдохновителем японских художников и был популярен и в Европе. Стиль «арт - нуво» (модерн) обязан художникам школы Римпа, которые стали известны благодаря декоративному дизайну композиций, где классические мотивы представлены в новой виде.

В ту же эпоху Развивались такие школы как Маруяма - Сидзэёо, Акита, Итоо и др. Процветало направление намбан (южный варвар) название европейцев японцами. В этом направлении художники брали западные сюжеты, используя законы перспективы. С XIX века популярен становится стиль Бундзинга (просвященная живопись) Художников этого направления называли Японскимим импрессионистами, их произведениях основывались на южно - китайской живописи времен династии Юань (нанга). Известные художники этого стиля - Икэ - но Тайга, Урагами Тёкудо, Окада Бэйсандзин, Таномура Тикудэн и др, основываясь на китайской и японской живописи, отражали в своих картинах глубокую лиричность и индивидуальность. На основе этого стиля появилась школа Кано. Художники - Икэ - но Тайга, Ёса Бусон, Тани Бунте, Маруяма Оке, Кацусика Хокусай.

«Ики» и «суй» - основные принципы городской культуры эпохи Эдо., в которых отражаются вкусы богатых и образованных людей торговли, которые в то же время не зависят от материальных благ и могут ценить красоту и богатство со стороны. «Суй» приводиться как изысканность в поведении, то есть независимо от земной суеты человек способен ценить красоту, доброту и сострадать бедам людей. Умеет принимать решения и занимать лидерскую позицию в любой ситуации. «Ики» - это тоже изысканность поведения, относящаяся так же к женщинам образованным (гейшам и куртизанкам высокого ранга). Эти два принципа получили свое отражение в стиле укиё-э.

Стиль укиё-э стал одним из известных в изобразительном искусстве XVII века. «Укиё» - из буддийской философии переводиться как «мир скорби» (мир сансары, мир иллюзий, уделом которых становится скорбь, горе, болезни и смерть) Существа из этого мира нереальны, так как сам мир - это мир грез снов и видений. Была порождена эстетика: непостоянство бытия воспринималось как источник страдания и призыв к наслаждениям и удовольствиям, происходящим от этого непостоянства. Укиё-э означает - «картинки плывущего мира»Используя знание западных художников закона перспективы, японские художники рисовали более объемно, изображение как бы вплывало на листе, или наоборот, как бы тонуло в его глубине, что было непривычно для японских любителей живописи, которые привыкли к плоским изображениям. Сюжетами таких произведений были обитатели и жильцы этого мира - красивые гейши и куртизанки, (жанр бидзинга), актеры театра кабуки - мужчины - куртизаны (жанр якуся - э) эротические сцены (сюнга - весенние картинки), Природные явления, праздники, цветы и птицы (катёга), ландшафты, которые стали местами паломничества, благодаря своей красоте. С развитием укиё-э расширялись и рамки бытия - стали изображаться литературные произведения (Исэ - моногатари, Гэндзи - моногатари), военные хроники (Гунки - моногатари), а позже и вся жизнь японских слоев населения. Также получили отражение сцены кровопролития, изображались японские самураи (жанр Муся - э), пожары, мир демонов, фантастические гротески ит. д. Изображались божества, одетые в одеянии куртизанки, предающейся удовольствиям. Первые такие картинки в стиле укиё-э появились в Киото. Это были живописные монохромные недорогие работы (сикоми - э, т. е. быстро изготовленные), где изображались дешевые проститутки и известные куртизанки. Их писали художники - матиэси в артелях. Первым мастером, который стал подписываться под картинками стал Хисикава Моронобу, который объявил себя мастером ямато - э и имел большой успех. Первой его работой стала серия картинок к сборнику «Букэ хякунин иссю». В итоге Моронобу написал серии иллюстраций более к 150книгам. Также он создал гравюру Итшлаи - э (отпечаток на одном листе)

Став основателем школы Хисикава, Моронобу был известен как мастер гравюры, декоратор орнаментов косодэ, живописец укиё-э. У него было много учеников и последователей, например Сугимару Дзихэи. Но после смерти Моронобу в жанре укиё-э начался застой, из которого помогли выйти поклонники Моронобу Тории Киёнобу И Кайгэцудо Андо, создавшие свои школы. Переворот в укиё-э сделал Судзуки Харунобу, который первый применил технику цветной печати (нисики - э, т. е. парчовые картинки или Эдо - э -эдосские картинки) (1764 год)

В 1770 году начался подъем жанра якуся - э, в которм художники Кацукава Сюнсё и Иппицусай Бунтё изображали актеров как конкретных личностей, добиваясь большого портретного сходства с актером, когда как в ранних гравюрах персонаж актера можно было угадать по гербам на одежде. Исода Корюсай и Китао Сигэмаса известны работами, изображающих красивых женщин из веселых кварталов.

Золотым веком укиё-э стал период конец XVIII -началоXIX веков. Процветали художники - Тории Киёнага, Китагава Утамаро, Тосюсай Сяраку, Тёбунсай Эйси, Кубо Сюнман, Кацукава Сюите, Утагава Тоёкуни, который был ведущим мастером укиё-э в начале XIX века. Очень известным мастером - пейзажистом гравюры считается Ка - цусика Хокусай, манера написания которого вобрала в себя разные стили - Классический китайский пейзаж, влияние традиционных японских школ Тоса и Каноо, приёмы художественно - декоративной школы Рампа, знание европейской живописи. Кэйсай Эйсэн относится к более поздним мастерам, а также мастера школы Утагава., основателем которой был Утагава Тоёхару. Его учениками были враждававшие между собой Утагава Тоёхиро и Утагава Тоёкуни, а учениками Утагава Тоёкуни Были одаренные художники Утагава Кунимаса, Утагава Куни - сада, Утагава Куниёси, создавшие тысячи знаменитых гравюрюВторой мастер - пейзажист - Утагава Хиросигэ, создал свою собственную манеру, близкую японскому взгляду на природу и землю

В связи с тем, что укиё-э считался низким жанром, много работ не сохранилось. Сами я понцы не считали укиё-э художественными произведениями долгое время. На западе же японские гравюры стали покупать в больших количествах. Основы укиё-э повлияли на становление импрессионизма, на таких художников как Эдгара Дэга, Клода Монэ, Винсента Ван - Гога.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Бигаку - чувство прекрасного

Культура и традиции Японии походили на культуру Китая и Кореи. Но в эпоху Мейдзи и после Второй Мировой войны японцы стали перенимать культуру Запада.

Западный образ жизни, ее одежда, музыка, - получили широкое распространение в Японии. Даже внешне японцы старались изменить себя, перекрашивая волосы, вставляя контактные цветные линзы. Исследователи призадумались над тем, где можно найти кла...

далее...

ГЕЙШИ

Гейши - откуда они появились и что собой представляют? Название произошло из древней Японии от «гэйся», где «гэй» - означает искусство, а «ся» - человек. Называть гейш стали иностранцы, приезжающие в Японию и изменили это понятие до неправильного понимания (проституции), хотя на самом деле гейши не обязательно выполняют сексуальные услуги и такого обязательства у них не было.

Вначале гейшам...

далее...

Акихабара: электронный рай

В переводе с японского Акихабара означает «долина осенних листьев». Появление квартала Акихабара начинается с воздвижения храма Акиба - дай - гонген (1869г) как «защиту от бога огня» в связи с пожаром, в результате которого население сильно пострадало. Позже открывается железнодорожная станция (1890г) и появляется черный рынок электродеталей рядом с транспортными маршрутами

А в 1951 году вых...

далее...