Кано Мотонобу и школа Тоса

Для манеры Кано Мотонобу и работавших с ним художников характерна большая роль контурной линии, которая выполнялась кистью, поставленной перпендикулярно к поверхности бумаги. Тушь при этом одинаково распределялась по обеим сторонам линии, придавая ей твердость и даже некоторую жесткость. От Мотонобу большую силу линии унаследовали его преемники, в особенности его внук Эйтоку, и это стало важным качеством стиля его росписей на золотом фоне.

Кано Мотонобу, находясь на службе у сёгунов Асикага, возглавлял их придворную Академию живописи. При императорском дворе также существовала подобная Академия, во главе которой по традиции стояли художники семьи Тоса. Женившись на дочери Тоса Мицунобу, Кано Мотонобу получил доступ к фамильным секретам живописи школы Тоса, в особенности их техники многоцветной росписи, основанной на традициях ямато-э. Таким образом житейская ситуация способствовала решению назревшей исторической задачи - синтезу двух основных живописных систем, уже в течение нескольких веков существовавших самостоятельно.

Пейзаж. Роспись ширм. Деталь. 15 в.

Пейзаж. Роспись ширм. Деталь. 15 в.

Как уже отмечалось, школа Тоса сформировалась в конце 14 века на основе стилистики ямато-э, традиции которой поддерживались не только в императорской Академии, но и в творчестве многочисленных городских художников-ремесленников, писавших и копировавших свитки с жизнеописаниями буддийских проповедников или подновлявших древние рукописи и иконы, а также выполнявших по заказу синтоистских святилищ серии свитков, посвященных различным чудесам, знамениям и т. п. Эти же художники исполняли и росписи на ширмах, перенося таким образом стиль живописи, характерный для свитков, на большие вертикальные поверхности.

Сэссю. Цветы и птицы. Роспись ширм. Деталь. 15 в.

Сэссю. Цветы и птицы. Роспись ширм. Деталь. 15 в.

Мотонобу и работавшие в его мастерской многочисленные представители семьи Кано, такие, как его брат Юкинобу, сыновья Хидэёри, Мунэнобу и Наонобу, а позднее - начинавший тут свою блистательную карьеру внук Кунинобу, более известный под псевдонимом Эйтоку, иногда создавали произведения в манере художников Тоса или же включали свойственные ей элементы в свою традиционную технику. Однако это были две различные художественные системы, и их органичное соединение было процессом достаточно длительным и сложным, далеко не сразу давшим результаты. Это объясняется прежде всего разным типом условности, характерным для изобразительного языка школ Кано и Тоса. Принципиальная разница состояла не только в методах использования цвета и линии, но и в самом подходе к объекту изображения, в построении художественного образа.

Сэссю. Цветы и птицы. Роспись ширм. Деталь. 15 в.

Сэссю. Цветы и птицы. Роспись ширм. Деталь. 15 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Шестистворчатые ширмы «Пейзаж с солнцем и луной»

В храме Конгодзи (Каути, префектура Осака) хранится пара шестистворчатых ширм - «Пейзаж с солнцем и луной»,- относящихся, видимо, к середине 16 века. Похожие ширмы имеются и в коллекции Национального музея в Токио. Выполненные неизвестным художником, они являются образцом стиля Тоса в его сравнительно позднем варианте, но еще без сплавления с элементами стиля Кано, заметного в других произведен...

далее...

Лаки - важная особенность мастеров Тоса

Использование в живописи традиций художественных ремесел, особенно лаков, было важной особенностью мастеров Тоса, усвоенной в дальнейшем и художниками других направлений и школ. Именно в лаках сложились особые традиции соотношения декоративного узора с предметной формой. Как известно, в средневековой Японии не существовало заметной границы между искусствами собственно изобразительными и приклад...

далее...

Употребление цвета в работах художников Тоса

По сравнению с росписями мастеров школы Кано работы художников Тоса обладают целым рядом особенностей. Самое главное их различие в употреблении цвета и его роли в произведении.

Первые мастера Кано если и применяли легкую подцветку в своих росписях, выполненных главным образом тушью, то она всегда выявляла реальную окраску предмета. Еще у Сэссю в упоминавшихся ширмах «Цветы и птицы» цвет служ...

далее...