Лаки - важная особенность мастеров Тоса

Использование в живописи традиций художественных ремесел, особенно лаков, было важной особенностью мастеров Тоса, усвоенной в дальнейшем и художниками других направлений и школ. Именно в лаках сложились особые традиции соотношения декоративного узора с предметной формой. Как известно, в средневековой Японии не существовало заметной границы между искусствами собственно изобразительными и прикладными. Единые принципы формообразования легко заметны в живописи и росписи на изделиях из лака, чем объясняется и их постоянное взаимовлияние. Но при этом каждый вид искусства имел свои специфические особенности. В искусстве лаков они определялись технологией и особенностями материалов - черного, коричневого и золотого лака, техникой росписи по лаковой поверхности, использования золотого и серебряного порошка, кусочков фольги, рельефного узора, инкрустации перламутром. В росписях по черному лаку главным средством выразительности всегда были линия и силуэт при почти полном отсутствии внутренней разработки формы и отказе от объемности. В лаковых изделиях 16 века особенно большую роль играло сочетание различных фактур и даже сопоставление поверхностей, покрытых разным узором. При ограниченной цветовой палитре важное значение приобретала игра тончайших оттенков золота и серебра, что достигалось употреблением смесей золотой и серебряной пудры в разных пропорциях. Образ вещи, ее красота возникали из соотношения декора с предметной формой, а также декоративного решения поверхности, чувства ее драгоценности. Высочайшая техника ремесленного производства, которая была свойственна японским лакам, безусловно, оказала воздействие и на росписи ширм. Само отношение к ширме было двуединым - это была картина, но это была и вещь в интерьере, украшение и предмет с определенными утилитарными функциями. И в том и в другом случае она обязательно должна была доставлять удовольствие, эстетическое наслаждение своей красотой.

К этому следует добавить, что ширма (или пара ширм) часто не была произведением уникальным, неповторимым. Ширмы создавались во многих экземплярах, повторялись или копировались, о чем свидетельствуют многочисленные идентичные работы, сохранившиеся в различных коллекциях. Так, например, в Национальном музее в Киото имеется пара шестистворчатых ширм на сюжет «Мост Удзи», а чрезвычайно близкое им произведение хранится в Национальном музее в Токио. Обе пары ширм исполнены неизвестным художником в середине 16 века.

Как и ремесленник, изготовлявший предметы из лака, художник ширмы стремился сделать драгоценной фактуру поверхности: контуры облаков он заполняет нарезанными кусочками золотой фольги (техника кириканэ), изображение колеса с черпаками на левой ширме делает в легком рельефе (техника такамаки-э). Этим подчеркивается назначение ширмы как красивой вещи, а не только картины. Ширмы рассчитаны были и на реальный охват взглядом всей композиции (и, естественно, уяснение сюжета и системы вызываемых им ассоциаций), но также на эстетическое восприятие поверхности ширмы как драгоценного предмета - на постепенное «ощупывание» взглядом, переживание ее красоты и постижение иных смысловых уровней произведения. Синтез изобразительного значения всех элементов композиции и их узорной орнаментальности стал постоянным качеством декоративной живописи у всех великих мастеров 16-17 веков от Эйтоку до Корина.

Пейзаж с солнцем и луной. Роспись ширм. Деталь. Середина 16 в.

Пейзаж с солнцем и луной. Роспись ширм. Деталь. Середина 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Употребление цвета в работах художников Тоса

По сравнению с росписями мастеров школы Кано работы художников Тоса обладают целым рядом особенностей. Самое главное их различие в употреблении цвета и его роли в произведении.

Первые мастера Кано если и применяли легкую подцветку в своих росписях, выполненных главным образом тушью, то она всегда выявляла реальную окраску предмета. Еще у Сэссю в упоминавшихся ширмах «Цветы и птицы» цвет служ...

далее...

Отличие и общие черты школ Кано и Тоса

Наконец, можно говорить еще об одном важном отличии двух живописных систем. В работах художников Кано при всех декоративных качествах их росписей всегда есть намек на точку зрения, на то, что зритель может смотреть на картину извне, со стороны, подобно тому, как он смотрит на природный ландшафт. При всей условности композиции и ее отдельных элементов, сформированных в системе китайской классиче...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 1.

Несмотря на то что девяносто процентов произведений, созданных Кано Эйтоку, не сохранилось, имя его в истории японской живописи считается одним из самых значительных, а его место в ней - одним из самых почетных. В школе мастеров Кано, существовавшей на протяжении четырех столетий, Эйтоку был самым крупным новатором, создателем стиля живописи, определявшего лицо недолгого, но бурного и полного в...

далее...