Отличие и общие черты школ Кано и Тоса

Наконец, можно говорить еще об одном важном отличии двух живописных систем. В работах художников Кано при всех декоративных качествах их росписей всегда есть намек на точку зрения, на то, что зритель может смотреть на картину извне, со стороны, подобно тому, как он смотрит на природный ландшафт. При всей условности композиции и ее отдельных элементов, сформированных в системе китайской классической живописи, росписи Кано масштабно и композиционно открыты человеку или во всяком случае сопоставимы с ним.

В росписях мастеров Тоса (особенно это ясно видно в «Пейзаже с солнцем и луной») предметы передаются безотносительно к зрителю, который на них смотрит. Тут самое главное не в том, что может увидеть глаз, а в соотношении частей и элементов композиции, с помощью чего передается нечто не поддающееся непосредственному рациональному осознанию, но открывается в эмоциональном переживании красоты картины.

Однако при всей разнице языка живописи мастеров Кано и Тоса обе школы имели и ряд общих черт. Одна из них - характеристика явлений не через изолированный предмет, а через среду и соотношение в ней предметов друг с другом. Роль среды в японской живописи всегда была очень значительна, но начала пространственное и предметно-материальное соотносились по-разному у разных мастеров.

В произведениях школы Кано преобладает пространственность, в произведениях школы Тоса сильнее выявляется предметная форма, материал, фактура. В этом также было проявление разного типа условности живописного языка и соответственно - разного стиля.

К середине 16 столетия историческая судьба японской декоративной живописи сложилась так, что для нее оказались в равной мере актуальными обе стилевые системы и встала необходимость их объединения, что и было осуществлено в творчестве такого выдающегося художника, как Кано Эйтоку.

Мост Удзи. Роспись ширм. Деталь левой ширмы. 16 в.

Мост Удзи. Роспись ширм. Деталь левой ширмы. 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 1.

Несмотря на то что девяносто процентов произведений, созданных Кано Эйтоку, не сохранилось, имя его в истории японской живописи считается одним из самых значительных, а его место в ней - одним из самых почетных. В школе мастеров Кано, существовавшей на протяжении четырех столетий, Эйтоку был самым крупным новатором, создателем стиля живописи, определявшего лицо недолгого, но бурного и полного в...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 2.

Именно в этих конкретных условиях и появилось искусство Кано Эйтоку. Будучи поставлено на службу новой власти - власти военных диктаторов и объединителей страны с ее прогрессивной исторической направленностью, оно было призвано эту власть возвеличивать, создавать визуальные символы мощи, силы, богатства. Инспирированное этим, оно само наполнялось величием, пережившим на много веков те силы, кот...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 3.

Благодаря счастливой возможности видеть полностью сохранившийся в Дзюко-ин цикл росписей «Пейзаж с цветами и птицами» мы можем как бы присутствовать в момент рождения этой новой живописной системы, нового стиля, определившего направление японской декоративной живописи на следующие столетия. Тут уже наметились пути к созданию композиционной модели, стилеобразующее значение которой определилось в...

далее...