Развитие декоративной живописи

Для развития декоративной живописи 17—18 веков стилевое направление Фудзивара Такаёси оказалось наиболее важным и оказало самое сильное воздействие. Эту систему условно можно определить как декоративно-поэтическую. Зато традиция, в основе изобразительного языка которой лежала динамическая линия, сыграла свою важную историческую роль в 13—14 веках, когда постепенно стали возобновляться связи с китайской культурой и началось воздействие иных, сформировавшихся там в 10—13 веках принципов живописи. К концу 14 века хранителем уже достаточно архаизированных к тому времени традиций ямато-э стала так называемая школа Тоса, основателями которой считаются Тоса Юкимицу и его сын Тоса Юкихиро (конец 14 и начало 15 века). С именем их потомка Тоса Мицунобу (1434—1525) связывается первое возрождение традиций ямато-э уже в принципиально новых историко-культурных условиях, о чем пойдет речь в дальнейшем.

Хотя декоративные росписи 13—14 веков существовали как канонизированный жанр с определенным кругом сюжетов и сложившимся языком живописных приемов и средств выразительности, они не могли не подвергаться воздействиям других жанров — сначала это были повествовательные свитки, а позднее монохромная пейзажная живопись. В повествовательных свитках, особенно посвященных жизнеописаниям знаменитых святых подвижников, таких, как Хонэн и Иппэн, само действие было связано с путешествиями героя по разным местам Японии, и многие сцены изображались художником на фоне пейзажа. Но это был уже не отвлеченно-поэтизированный пейзаж сики-э и даже не идеализированные атрибуты мэйсё-э (сосны и волны в видах Мацусима, мост в Удзи и т. п.), а более приближенные к реальности, узнаваемые зрителем, хотя и обобщенные виды природы Японии с определенными и характерными признаками. Для дальнейших судеб японской живописи появление такого рода пейзажа было весьма важно, так как именно с конца 13 и на протяжении 14 века постепенно стала складываться другая традиция пейзажной живописи, основанная на китайских прообразах. Это была принципиально иная художественная система, основой которой был идеализированный концептуальный пейзаж — горы-воды (по-китайски — шань-шуй, по-японски — сан суй), получивший на японской почве свое наиболее полное выражение у таких мастеров 15 столетия, как Минтё, Сюбун и особенно Тойо Ода, известного под псевдонимом Сэссю.

Фудзивара Такаёси (?). Гэндзи моногатари эмаки. Начало 12 в. Деталь свитка

Фудзивара Такаёси (?). Гэндзи моногатари эмаки. Начало 12 в. Деталь свитка к главе "Судзумуси"

Сложение и развитие живописной системы пейзажа шань-шуй имело длительную историю в Китае. Хотя основные композиционные элементы, из которых строилась картина, такие, как горы, реки, озера, скалы, деревья, создавались на основе реальных наблюдений, передача конкретных видов местностей никогда не входила в задачу живописца, который стремился выразить в образах природы более общие идеи. Испытывая постоянное воздействие философских концепций, основу которых составляло представление о Природе — Космосе, искусство живописи видело свою задачу в поисках визуальных форм для выражения общих миропредставлений о великой природе, ее закономерностях, внутренних взаимосвязях всех ее элементов. Найти конкретные формы для выражения всеобщего и отвлеченного — на этой основе разрабатывались многими поколениями китайских художников выразительные средства живописи, в частности монохромной живописи тушью.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Монохромная пейзажная живопись

Особенностью развития ранней монохромности живописи в Японии (с конца 12 века) было то, что из Китая были завезены готовые образцы пейзажа шань-шуй как канонической системы, которую оставалось только усвоить и освоить. Первыми очагами распространения монохромной пейзажной живописи стали буддийские монастыри секты дзэн, а первыми художниками были дзэнские монахи, практиковавшие наряду с пейзажем...

далее...

Творчество Сэссю - воплощение системы сан суй на японской почве

Утверждение стереотипа пейзажной композиции на канонический сюжет связано с именами художников начала 15 века — Минтё и Сюбуна (работал в 1430— 1460-х), а наиболее полным воплощением системы сан суй на японской почве было творчество Сэссю (1420—1506). Направление, созданное Сюбуном, было выражением главной стилевой тенденции в Академии живописи сёгунов Асикага. Помимо свитков, им был создан цел...

далее...

развитие японской живописи в 16 веке

Все отмеченные явления свидетельствуют о сложных процессах, намечавшихся в японской живописи на рубеже 15—16 столетий. Одновременное существование двух разных художественных систем — традиционной японской (ямато-э или школы Тоса) и китайской (канга, представленной главным образом в монохромной живописи тушью) — продолжалось уже на протяжении нескольких столетий. В условиях постепенной секуляриз...

далее...