развитие японской живописи в 16 веке

Все отмеченные явления свидетельствуют о сложных процессах, намечавшихся в японской живописи на рубеже 15—16 столетий. Одновременное существование двух разных художественных систем — традиционной японской (ямато-э или школы Тоса) и китайской (канга, представленной главным образом в монохромной живописи тушью) — продолжалось уже на протяжении нескольких столетий. В условиях постепенной секуляризации культуры, все большего внимания к жизненным реалиям возникало трудно преодолимое для художника противоречие визуального опыта и обеих канонизированных живописных систем, уже не соответствовавших запросам времени. О том, что такое противоречие действительно имело место, свидетельствует хотя бы то, что у Сэссю мы встречаемся с работой, содержащей в себе элементы и той и другой системы. Это пейзаж «Ама-но Хасидатэ» (Национальный музей, Токио) на один из известных сюжетов «живописи прославленных мест» (мэйсё-э). Этот пейзаж, датируемый временем между 1501 и 1506 годами, совершенно выпадает из основного стилевого направления живописи Сэссю, к нему неприменимы критерии такие же, как в отношении пейзажа «Зима» (Национальный музей, Токио), длинного свитка из коллекции Мори (Ямагути) и других, исполненных по канонам системы сан суй. В этой картине Сэссю предстает как мастер национальной традиции живописи, ибо изначально задается целью создать не формулу природы как обобщенное выражение ее закономерностей, а пишет вид конкретной местности. Хотя тут Сэссю, как и в других своих работах, использует тушь с легкой подцветкой, по типу пространственного построения «Ама-но Хасидатэ» разительно отличается от них и больше всего напоминает пейзажные мандала с изображением храмовых комплексов среди холмов и долин, как будто увиденных с большой высоты, но очень точно переданных топографически. Узнаваемый японский пейзаж, еще полный сакрального смысла в мандала, воспринимается у Сэссю как реальная среда жизнедеятельности человека, хотя и не утрачивает полностью обобщенного значения Природы — Космоса, беспредельно простирающегося мира.

Таким образом, уже у Сэссю можно заметить внутреннюю потребность в соединении принципов двух художественных систем и попытку использовать в передаче реального японского пейзажа высокую живописную культуру, полученную от китайских классиков. Творчество Сэссю как бы подводило японскую живопись к необходимости новых поисков и новых художественных решений. Как известно, в других видах искусства уже в 14—15 веках был достигнут синтез воспринятых с континента идей и чисто национальной формы их воплощения, чему лучшим доказательством могут служить знаменитые японские сады. Тяготением к такому синтезу отмечено развитие японской живописи в 16 веке.


Обратите внимание: У нас можно купить шикарный свадебный сундучок ручной работы

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение художественных принципов школ Кано и Тоса

Бытующее в японском искусствознании понятие «школа Кано» может быть принято с большой долей условности и требует уточнения. Это скорее своеобразная династия потомственных мастеров (не всегда имевших кровные родственные связи), служивших сначала при дворе сёгунов Асикага, затем военных диктаторов Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, наконец, у сёгунов Токугава. Основатели школы Кано Масанобу (1434—15...

далее...


Обратите внимание: Артисты на корпоратив Львов - наилучшее предложение от арт-студии "SandStorm".

Росписи в храме Рэйунин

Наиболее ясное представление о стиле Кано Мотонобу могут дать росписи в храме Рэйунин (Мёсиндзи, Киото), выполненные в 1543—1549 годах. Хотя в разных помещениях он брал за образец произведения одного из китайских классиков (Ся Гуя, My Ци, Юй Цзяня), что само по себе было традиционно для живописи Дальнего Востока, но сохранял при этом собственную стилевую программу. В композиции с журавлем и вод...

далее...

Кано Мотонобу и школа Тоса

Для манеры Кано Мотонобу и работавших с ним художников характерна большая роль контурной линии, которая выполнялась кистью, поставленной перпендикулярно к поверхности бумаги. Тушь при этом одинаково распределялась по обеим сторонам линии, придавая ей твердость и даже некоторую жесткость. От Мотонобу большую силу линии унаследовали его преемники, в особенности его внук Эйтоку, и это стало важным...

далее...