Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 10.

По такому же принципу построена и другая роспись Кайхо Юсё в Кэннидзи «Спящие птицы на сосне», выполненная с высоким артистизмом и демонстрирующая новые возможности живописи тушью на большой поверхности стены. Роспись исполнена широкой мягкой кистью, и основой изображения является пятно туши, а не линия. Ствол, ветви, иглы хвои только намечены и угадываются в быстрых и точных мазках кисти. Самыми густыми пятнами выделены две птицы - как сюжетный центр, а через тональные переходы оттенков туши строится пространственное расположение форм. Но и тут нет глубокого пространства, мощные ветки дерева как будто распластаны, и их ритмическое построение все связано с плоскостью картины и организовано на ней. Постоянное противоборство объема и плоскости и стремление к разрешению их конфликта заметно в росписях Кайхо Юсё, исполненных в технике кимпэки. Один из немногих художников Момояма, Юсё ставит задачу создать ощущение пространства в росписи на золотом фоне, делая центром композиции не передний план (как у мастеров Кано) и не дальний план (как у художников прошлых веков), а средний план. Показывая лишь верхушки растянутых на деревянных шестах выставленных для просушки сетей (ширма «Рыбачьи сети на просушке», Императорская коллекция, Токио), Юсё организует как бы срезанный и выдвинутый вперед передний план за границу картинной плоскости. Золото при этом воспринимается как песчаный берег, а полосы синего, на фоне которого изображен тростник, - как заводь.

Независимым от школы Кано, но находившимся, как и Кайхо Юсё, под воздействием ее стиля, был Ункоку Тоган (1574-1618), художник более консервативный, считавший себя продолжателем Сэссю. Ему приписываются росписи в Дайтокудзи, в субхраме Обай-ин 1588 года и в Фумой-ин в Тофукудзи. Однако самое значительное произведение этого мастера - шесть фусума «Вороны на дереве сливы» (Национальный музей, Киото). Росписи выполнены тушью с легкой подцветкой, но не на обычном белом фоне бумаги, а на золотой фольге. Художник ставит себе, казалось бы, неразрешимую задачу достичь гармонии строгой и даже аскетичной по духу живописной техники монохромной туши и золотого фона.

То стремление к синтезу двух художественных систем - ямато-э и канга, о котором говорилось в связи с мастерами Кано, заметно и в творчестве Ункоку Тогана, но приобретает у него несколько иные формы. Он, как и многие его современники, обращается к жанру настенной живописи и пытается сделать ее более нарядной, чем монохромные росписи. Художник пишет по золотому фону, но использует его как обычную белую бумагу в живописи тушью, лишь слегка обогащая поверхность легкой подцветкой. Основным живописным средством остается тушь и ее тональные переходы, с помощью которых строится предметная форма. Тоган обладал высокой культурой письма тушью, мастерски использовал разнообразные типы линий и мазков для передачи различной фактуры, заставляя зрителя читать фон не только как пространственную среду, но и как часть объема (так переданы заснеженный ствол и ветви дерева). При этом художник ощущает повышенные декоративные свойства золотого фона по сравнению с бумагой, его уплотненность.

Композиция строится на приближении изображения к переднему плану и развертывании его по горизонтали, в чем можно усмотреть отзвуки композиционных открытий Кано Эйтоку.

К концу 16 века японская декоративная живопись вплотную подошла к проблеме ассимиляции и органичного сплавления элементов двух художественных систем и создания нового единства. Огромную роль в этом, как отмечалось, сыграл Кано Эйтоку и художники его круга, другие их современники, например Ункоку Тоган. Еще более ярко и самобытно эта историческая задача решалась крупнейшим мастером второй половины 16 столетия Хасэгава Тохаку.

Кано Мицунобу. Цветы и деревья. Роспись стен и потолка. Деталь. Начало 17 в

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Хасэгава Тохаку и его вариант стиля Момояма. Часть 1.

Творчество Хасэгава Тохаку (1539 - 1610) заслуживает специального рассмотрения, так как в нем объединяются и взаимодействуют разные, во многом противоположные тенденции, которые были присущи культуре Момояма. Даже при первом знакомстве с произведениями художника становится ясно, что он одинаково продуктивно работал и в яркой, пышной живописи кимпэки-га, как и большинство его современников, и в ...

далее...

Хасэгава Тохаку и его вариант стиля Момояма. Часть 2.

Под таким воздействием фантазия Хасэгава Тохаку получила несколько иное направление, чем у художников Кано, отличаясь большей тонкостью и глубиной. Впрочем, как уже говорилось, от Кано Эйтоку почти ничего не сохранилось, а произведений Тохаку, особенно с 1930-х годов, когда их стали разыскивать и пристально изучать, оказывается все больше и больше в поле зрения исследователей.

Среди японских...

далее...

Хасэгава Тохаку и его вариант стиля Момояма. Часть 3.

Многоцветные росписи Тохаку и работавшего с ним его сына Хасэгава Кюдзо (1568 - 1593) сосредоточены в храме Тисяку-ин (Киото) и показывают высокие достижения мастера в декоративной живописи по золотому фону. Отчасти он следует стилю Кано Эйтоку, но во многом отличается от него. Росписи эти первоначально находились в Сёундзи, построенном в 1591 -1592 годах Тоётоми Хидэёси в память об умершем мал...

далее...