Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 3.

Среди работ Санраку можно найти гораздо больше, чем у Мицунобу, таких, в которых как бы слышится эхо монументального стиля его учителя Кано Эйтоку. Таковы исполненные монохромной тушью фусума в Дайкакудзи с изображением орла на сосне. Не только сам мотив заставляет вспомнить приписываемые Эйтоку ширмы, но и трактовка его с подчеркнутой монументализацией всех форм, исполненных энергичной кистью, компактных и лаконичных.

В храме Дайкакудзи сохранилась роспись Кано Санраку с изображением цветущего дерева сливы, исполненная на четырех фусума. Могучий ствол, как и в работах Эйтоку, составляет основу единой композиции и занимает почти все пространство росписи. Тем не менее роспись Санраку производит впечатление гораздо более спокойное и уравновешенное, недаром художник выбрал именно розовую сливу, традиционно символизирующую женское начало. Мандаринские уточки на скале под деревом - также известный символ супружеского счастья и верности. Так сразу становится ясно, что идеалы художника связаны не с воинственной силой и мощью, воспевавшимися когда-то Эйтоку, а с нежной грацией и красотой, воплощаемых в весеннем цветении природы.

Поэтому и композиционная формула Эйтоку претерпевает важнейшие изменения, наполняется совершенно новым смыслом. Это выражается как в построении росписи, так и в ее колорите и ритмической жизни. Основание ствола лишь немного сдвинуто вправо от центра, его изгиб невелик, совпадающий со стыком панелей стены ствол поднимается почти вертикально слева от центральной оси композиции, а крайняя правая и крайняя левая части росписи заполнены изображением ветвей с густо-розовыми цветами. Размещая в нижнем правом углу темную скалу и оставляя свободным верх левой панели, художник, безусловно, создает диагональное направление движения взгляда, но ритм этого движения, упорядоченный мощными линиями ствола, рисунком скал и ветвей, нарочито замедленный и спокойный. К сожалению, из-за плохой сохранности нельзя судить о верхней части росписи. Скорее всего это был нейтральный золотой фон или силуэт плоского золотого облака, намеченного на двух левых панелях. В отличие от росписей Эйтоку с мотивом дерева, тут совершенно не ощущается того сильного горизонтального движения, которое было важнейшим компонентом динамического образа. Нет здесь и раскинувшихся, как бы рвущихся вдаль ветвей. Напротив, они почти рядом со стволом, создавая единую компактную форму. Сочетание серо-зеленого ствола и густо-розовых цветов с золотом фона лишено яркой звонкости, звучит чуть приглушенно. А разбросанные по всей поверхности картины розетки цветов придают росписи орнаментально-декоративное начало, накладываясь дробным, мелким ритмом на основное крупное ритмическое членение.


Обратите внимание: Купить розетки в киеве.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 4.

Одно из самых обширных помещений Дайкакудзи украшено росписями Кано Санраку, где использован один-единственный мотив цветущих пионов (мотив, ставший особенно модным в начале 17 века). На всех трех стенах - восточной, северной и западной - на 18 фусума, подобно музыкальным вариациям, повторяются белые и розовые, с чуть приоткрывшимися бутонами и роскошными, пышными розетками, в окружении прихотл...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 5.

Большое значение для впечатления, производимого росписями Кано Санраку, имеет то, что линия горизонта проходит у него очень низко, отчего кусты пионов оказываются на уровне глаз сидящего на циновках человека, а их близкий к реальному масштаб (а не преувеличенный, гигантский, к которому тяготели картины Кано Эйтоку), способствует ощущению особой приближенности к зрителю. Отказ от главного сюжетн...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 6.

Подобная общая тенденция в декоративной живописи первых десятилетий 17 века особенно явно видна в работах, выполненных совместно Кано Санраку и его приемным сыном Кано Сансэцу (1589-1651) (некоторые из них ранее приписывались одному Санраку). Наиболее характерной можно считать роспись в Тэнкю-ин в монастыре Мёсиндзи в Киото, относящуюся к 1631 году. На этом примере становится ясно, какое дальне...

далее...