Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 4.

Одно из самых обширных помещений Дайкакудзи украшено росписями Кано Санраку, где использован один-единственный мотив цветущих пионов (мотив, ставший особенно модным в начале 17 века). На всех трех стенах - восточной, северной и западной - на 18 фусума, подобно музыкальным вариациям, повторяются белые и розовые, с чуть приоткрывшимися бутонами и роскошными, пышными розетками, в окружении прихотливо вырезанных листьев царственные растения, издавна считавшиеся на Востоке символом человека знатного, благородного, знаменитого. На золотом, почти нейтральном фоне (лишь кое-где золотом по золоту написаны контуры облаков) поднимаются кусты - то у самого первого плана, то чуть отступая, на зеленой траве и среди невысоких камней. По сравнению с работами современников росписям Кано Санраку свойственно необычно острое сочетание большой точности в изображении каждого цветка, ветвей и листьев растений с условностью золотого фона, который трактуется художником не как плоскость, а как некая пространственная среда. Этому впечатлению способствует метод передачи предметных форм, как бы объемных, развернутых в пространстве, а также то, что кусты пионов и камни помещены художником по-разному в отношении картинной плоскости: они то вплотную приближены к переднему плану, то чуть отступают от него, то размещены в некоторой глубине. Временами мы видим порхающих над кустами птиц, что усиливает ощущение условной воздушной среды росписи, неопределенной по глубине и протяженности. Следует напомнить, что свет попадал в интерьер не только этого здания, но всех других подобных, не сверху или сбоку, как в европейской архитектуре. Этому мешал большой вынос кровли, предохранявший деревянную конструкцию и бумажные стены и от дождя и от прямых солнечных лучей. Свет поэтому всегда был отраженный от почвы, зелени сада, то есть рассеянный и чуть окрашенный. В интерьере царил легкий сумрак, а росписи с их золотым фоном и яркими красками казались гораздо мягче и спокойнее, чем при современном искусственном освещении в залах музея. Мастера росписей не могли этого не учитывать. Рассеянный свет не только снимал резкость цветосочетаний, заставляя золото не просто отражать свет, но мерцать и переливаться, так что поддерживалась намеченная композицией иллюзия неопределенного, колеблющегося и зыбкого пространства, в котором цветут и благоухают пышные цветы.


Обратите внимание: Розетки купить киев.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 5.

Большое значение для впечатления, производимого росписями Кано Санраку, имеет то, что линия горизонта проходит у него очень низко, отчего кусты пионов оказываются на уровне глаз сидящего на циновках человека, а их близкий к реальному масштаб (а не преувеличенный, гигантский, к которому тяготели картины Кано Эйтоку), способствует ощущению особой приближенности к зрителю. Отказ от главного сюжетн...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 6.

Подобная общая тенденция в декоративной живописи первых десятилетий 17 века особенно явно видна в работах, выполненных совместно Кано Санраку и его приемным сыном Кано Сансэцу (1589-1651) (некоторые из них ранее приписывались одному Санраку). Наиболее характерной можно считать роспись в Тэнкю-ин в монастыре Мёсиндзи в Киото, относящуюся к 1631 году. На этом примере становится ясно, какое дальне...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 7.

Разработанная Кано Эйтоку система настенной росписи со всеми ее особенностями была приемом моделирования действительности на основе законов, свойственных этому виду искусства. То, что стиль Эйтоку продолжал существовать значительное время после смерти мастера и угадывался в работах не только его непосредственных продолжателей и учеников, но почти у всех современников, доказывает, что искусство ...

далее...