Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 5.

Большое значение для впечатления, производимого росписями Кано Санраку, имеет то, что линия горизонта проходит у него очень низко, отчего кусты пионов оказываются на уровне глаз сидящего на циновках человека, а их близкий к реальному масштаб (а не преувеличенный, гигантский, к которому тяготели картины Кано Эйтоку), способствует ощущению особой приближенности к зрителю. Отказ от главного сюжетного мотива (такого, как огромный ствол дерева, протянувшийся на несколько панелей стены) создает совершенно новое соотношение отдельных компонентов росписи: отсутствие соподчиненности второстепенных деталей главному мотиву принципиально меняет ритмическую организацию целого, то есть организацию движения глаза по поверхности картины с ускорениями, замедлениями, остановками. А это непосредственно влияет на восприятие произведения, понимание его смысла, его внутренней сути. Композиция Кано Санраку, отмеченная иным, чем у Эйтоку, масштабом и соотношением элементов, то есть употреблением нового языка выразительности, была шагом в сторону от образной системы, созданной его учителем. В этих росписях Санраку предстает как художник более созерцательный, человек более тонкого, чем Эйтоку, душевного склада. Его стремление к единству композиции достигается совершенно иными средствами, и главная роль у него принадлежит музыкальности ритмического построения. Он заставляет снова и снова разглядывать как бы один и тот же цветок, и повторяя, варьируя мотив, вводит в художественный мир произведения время как существенный его компонент. В длительном неспешном созерцании глаз наслаждается разнообразием сходного. Реальное восприятие росписи (как стен, покрытых узором) переходит в эстетическое видение, становится переживанием-постижением. В этом произведении Санраку ощущается большая изощренность чувства, пришедшая на смену открытости и простоте Эйтоку. Образ тут усложняется через введение полутонов и оттенков чувства, вызывающих ответное душевное состояние зрителя.

За полтора десятилетия, прошедших после смерти Эйтоку, существенно изменились и ситуация в стране и общая направленность японской культуры. В живописи заметнее стало стремление к уравновешенным, спокойным композициям, нарастание орнаментальности форм, интерес к культуре Хэйанской эпохи и произведениям художников ямато-э.

Кано Мицунобу. Цветы и деревья четырех сезонов. Настенная роспись. Деталь. Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 6.

Подобная общая тенденция в декоративной живописи первых десятилетий 17 века особенно явно видна в работах, выполненных совместно Кано Санраку и его приемным сыном Кано Сансэцу (1589-1651) (некоторые из них ранее приписывались одному Санраку). Наиболее характерной можно считать роспись в Тэнкю-ин в монастыре Мёсиндзи в Киото, относящуюся к 1631 году. На этом примере становится ясно, какое дальне...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 7.

Разработанная Кано Эйтоку система настенной росписи со всеми ее особенностями была приемом моделирования действительности на основе законов, свойственных этому виду искусства. То, что стиль Эйтоку продолжал существовать значительное время после смерти мастера и угадывался в работах не только его непосредственных продолжателей и учеников, но почти у всех современников, доказывает, что искусство ...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 8.

На первом этапе сложения стилевой системы главной была тенденция к унификации средств выражения: вырабатывался новый язык, новые средства общения, которые должны были быть усвоены, ассимилированы общественным сознанием и общественными вкусами, чтобы стать из фактора индивидуального творческого почерка художника выражением важных закономерностей времени, то есть фактором, гораздо более всеобъемл...

далее...