Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 6.

Подобная общая тенденция в декоративной живописи первых десятилетий 17 века особенно явно видна в работах, выполненных совместно Кано Санраку и его приемным сыном Кано Сансэцу (1589-1651) (некоторые из них ранее приписывались одному Санраку). Наиболее характерной можно считать роспись в Тэнкю-ин в монастыре Мёсиндзи в Киото, относящуюся к 1631 году. На этом примере становится ясно, какое дальнейшее преобразование произошло с композиционной моделью Эйтоку, некогда наполненной мощью, силой, динамикой, а ныне статичной, превращенной в плоскостный узор. Формальное сохранение мотива изогнутого дерева, имеющего прототипом композиции Эйтоку, делает особенно очевидным совершенно другой смысл росписи Сансэцу, лишенной единства и как бы составленной из отдельных элементов. Мотив изогнутого ствола цветущей сливы с прихотливым силуэтом приобрел тут самодовлеющую орнаментальность. Соединение в одной композиции признаков всех сезонов (рядом с весенней сливой - красные листья осенних кленов и т. п.) повышает декоративные качества росписи, лишая ее большого эмоционального заряда.

Привлекательная необычностью мотива, другая роспись в том же храме «Вьюнки у бамбуковой изгороди», приписываемая Санраку и Сансэцу, подтверждает тенденцию к плоскостной орнаментальности, которая становится отличительным признаком мастеров Кано в тот период. Подобные же изменения наблюдались и у другой ветви школы Кано, связанной с новой столицей Эдо и двором сёгунов Токугава. Там работало значительное число художников, самым крупным из них считается Кано Таниу (1602-1674), под руководством которого были выполнены росписи в перестроенном дворце замка Нидзё в Киото, относящиеся уже к середине века, но сохранившие многие качества более ранних произведений Кано, в том числе отзвуки стиля Эйтоку.

Таким образом, стилевое направление, созданное Кано Эйтоку, учитывая его видоизменения и вариации, сохранялось внутри школы вплоть до середины 17 столетия, хотя к тому времени уже исчерпало возможности развития, не имея питательной почвы, все более формализуясь и теряя то одушевление и внутренний живой пульс, который давал себя знать на первых этапах развития. Однако творческая энергия Эйтоку, его мощный талант оказали огромное воздействие не только на художников собственно школы Кано, но практически на всех, кто занимался настенной живописью. Даже мастера, декларативно противопоставлявшие себя Кано, такие, например, как Хасэгава Тохаку, не избежали влияния Эйтоку и его стиля, скорее варьируя его открытия, чем противопоставляя им свои собственные. Видимо, стиль Эйтоку обладал той универсальностью и адекватностью времени, которые и сделали его стилем эпохи.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 7.

Разработанная Кано Эйтоку система настенной росписи со всеми ее особенностями была приемом моделирования действительности на основе законов, свойственных этому виду искусства. То, что стиль Эйтоку продолжал существовать значительное время после смерти мастера и угадывался в работах не только его непосредственных продолжателей и учеников, но почти у всех современников, доказывает, что искусство ...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 8.

На первом этапе сложения стилевой системы главной была тенденция к унификации средств выражения: вырабатывался новый язык, новые средства общения, которые должны были быть усвоены, ассимилированы общественным сознанием и общественными вкусами, чтобы стать из фактора индивидуального творческого почерка художника выражением важных закономерностей времени, то есть фактором, гораздо более всеобъемл...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 9.

Кайхо Юсё (1533-1615) учился, как и Эйтоку, у Кано Мотонобу, но идеалом, которому он стремился подражать, была для него китайская классическая живопись эпохи Сун. Это проявилось в исполненных Юсё настенных росписях в Дзёкё-ан в монастыре Кэнниндзи в Киото, относящихся к 1599 году. Однако за внешними признаками монохромной живописи - характером тушевого мазка и линии, большом значении тональност...

далее...