Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 7.

Разработанная Кано Эйтоку система настенной росписи со всеми ее особенностями была приемом моделирования действительности на основе законов, свойственных этому виду искусства. То, что стиль Эйтоку продолжал существовать значительное время после смерти мастера и угадывался в работах не только его непосредственных продолжателей и учеников, но почти у всех современников, доказывает, что искусство Эйтоку наиболее полно выражало свое время, его характер, общую направленность исторического развития.

Иконографическая стабильность росписей, свойственная почти всем произведениям периода Момояма, оказывалась условием того, что все изменения композиции, трактовки отдельных элементов, ритмического строя, то есть изменения внутри стиля становились показателем сдвигов и преобразований во внехудожественной сфере. Отчасти это было связано и с творческой индивидуальностью каждого мастера, его темпераментом, но главная тенденция стилевого развития проступала независимо от подобных различий.

На примере произведений Эйтоку и других мастеров школы Кано хорошо видна эта диалектика общего и особенного, характерная для любого явления стиля. Как известно, у первых мастеров Кано наблюдались лишь предпосылки того стилевого развития, которые сполна реализовал Эйтоку: постепенный отказ от трехмерности пространства и усиление декоративного значения картинной плоскости, приближение изображаемых предметов к переднему плану и их укрупнение. Уже в ранних работах Эйтоку подчеркнуты именно эти качества, но наряду с ними заметно стремление к единству композиции путем масштабного укрупнения и выделения главного мотива. Это в свою очередь вызвало необходимость отказа от мелких деталей и тщательной проработки форм, движение к упрощению цветовой палитры росписи. Так был художественно сформулирован стиль Момояма, который затем как бы вышел из-под контроля одного мастера и подчинил своим законам творчество всех художников декоративной живописи.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 8.

На первом этапе сложения стилевой системы главной была тенденция к унификации средств выражения: вырабатывался новый язык, новые средства общения, которые должны были быть усвоены, ассимилированы общественным сознанием и общественными вкусами, чтобы стать из фактора индивидуального творческого почерка художника выражением важных закономерностей времени, то есть фактором, гораздо более всеобъемл...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 9.

Кайхо Юсё (1533-1615) учился, как и Эйтоку, у Кано Мотонобу, но идеалом, которому он стремился подражать, была для него китайская классическая живопись эпохи Сун. Это проявилось в исполненных Юсё настенных росписях в Дзёкё-ан в монастыре Кэнниндзи в Киото, относящихся к 1599 году. Однако за внешними признаками монохромной живописи - характером тушевого мазка и линии, большом значении тональност...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 10.

По такому же принципу построена и другая роспись Кайхо Юсё в Кэннидзи «Спящие птицы на сосне», выполненная с высоким артистизмом и демонстрирующая новые возможности живописи тушью на большой поверхности стены. Роспись исполнена широкой мягкой кистью, и основой изображения является пятно туши, а не линия. Ствол, ветви, иглы хвои только намечены и угадываются в быстрых и точных мазках кисти. Самы...

далее...