Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 8.

На первом этапе сложения стилевой системы главной была тенденция к унификации средств выражения: вырабатывался новый язык, новые средства общения, которые должны были быть усвоены, ассимилированы общественным сознанием и общественными вкусами, чтобы стать из фактора индивидуального творческого почерка художника выражением важных закономерностей времени, то есть фактором, гораздо более всеобъемлющим.

Безусловно, на этом пути были не только открытия и находки, но и потери. Уже у мастеров следующего за Эйтоку поколения Кано можно видеть, как получают развитие и сильные и слабые стороны его искусства. Свойственная его темпераменту свобода письма открывала пути к особой живости и легкости, грациозности, нашедших выражение у Санраку, а также Кайхо Юсё и некоторых других. Но в то же время канонизация свойственной Эйтоку композиционной формулы с могучим стволом дерева как основы построения картины, вела к статичности и сухости, что особенно ясно видно в росписях Сансэцу. Важно подчеркнуть, что все эти трансформации стиля Эйтоку становились выражением иного отношения к реальности и ее переживания художником. Созданный Эйтоку стиль Момояма объединял различных мастеров, которые, работая по его законам, были в чем-то похожи друг на друга и потому узнаваемы как мастера этой, а не другой эпохи, но все же и существенно отличались друг от друга. Современники Кано Эйтоку, работавшие, как и он, в декоративной живописи, были художниками разного масштаба, различной степени одаренности. Но работами Эйтоку был задан определенный художественный уровень росписей. Свойственная ему культура композиции и эстетической организации плоскости картины становилась своего рода точкой отсчета для всех остальных в их собственных поисках и открытиях. Разработанные Эйтоку композиционные закономерности оказали огромное воздействие на сам тип мышления художника-монументалиста, и не только многочисленных мастеров Кано, но и таких художников, как Кайхо Юсё и Ункоку Тоган, считавших себя основоположниками собственных живописных школ.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 9.

Кайхо Юсё (1533-1615) учился, как и Эйтоку, у Кано Мотонобу, но идеалом, которому он стремился подражать, была для него китайская классическая живопись эпохи Сун. Это проявилось в исполненных Юсё настенных росписях в Дзёкё-ан в монастыре Кэнниндзи в Киото, относящихся к 1599 году. Однако за внешними признаками монохромной живописи - характером тушевого мазка и линии, большом значении тональност...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 10.

По такому же принципу построена и другая роспись Кайхо Юсё в Кэннидзи «Спящие птицы на сосне», выполненная с высоким артистизмом и демонстрирующая новые возможности живописи тушью на большой поверхности стены. Роспись исполнена широкой мягкой кистью, и основой изображения является пятно туши, а не линия. Ствол, ветви, иглы хвои только намечены и угадываются в быстрых и точных мазках кисти. Самы...

далее...

Хасэгава Тохаку и его вариант стиля Момояма. Часть 1.

Творчество Хасэгава Тохаку (1539 - 1610) заслуживает специального рассмотрения, так как в нем объединяются и взаимодействуют разные, во многом противоположные тенденции, которые были присущи культуре Момояма. Даже при первом знакомстве с произведениями художника становится ясно, что он одинаково продуктивно работал и в яркой, пышной живописи кимпэки-га, как и большинство его современников, и в ...

далее...