Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 9.

Кайхо Юсё (1533-1615) учился, как и Эйтоку, у Кано Мотонобу, но идеалом, которому он стремился подражать, была для него китайская классическая живопись эпохи Сун. Это проявилось в исполненных Юсё настенных росписях в Дзёкё-ан в монастыре Кэнниндзи в Киото, относящихся к 1599 году. Однако за внешними признаками монохромной живописи - характером тушевого мазка и линии, большом значении тональности туши - открывается иной смысл искусства Кайхо Юсё, его глубокое отличие не только от далеких китайских прообразов, но даже и от японских сходных по типу работ, в том числе росписей такого художника 15 века, как Сюбун. В росписях Сюбуна всегда сохранялось ощущение увеличенного до размеров стены или ширмы пейзажного свитка со всеми его особенностями. В работах Кайхо Юсё, отличающихся великолепным мастерством письма тушью, сказывается опыт настенных росписей его современников, в том числе Кано Эйтоку, с принципиально иной пространственной композицией и отношением к предметной форме. На первый взгляд в росписи «Дерево сливы» Юсё придерживается композиционной модели Эйтоку, но оставляет значительную часть свободного фона, который должен был бы, если искать аналогий с живописью 15 века, уводить взгляд в глубину и выражать безбрежность пространственных далей. Однако этого не происходит. В пейзажах Кайхо Юсё чаще всего силуэтом далекой горы как бы ставит заднюю кулису и тем самым замыкает изображаемое пространство. А в росписи «Дерево сливы» он решает такую же задачу с помощью особой трактовки объема и расположения ветвей дерева по отношению к стволу. Это становится особенно ясно опять-таки при сопоставлении с картинами Эйтоку, в частности росписями в Дзюко-ин. У Эйтоку жестким, почти сухим мазком широкой кисти объем ствола больше намечен, чем подчеркнут, все линии идут сверху вниз, создавая ощущение живой, подвижной формы, но при этом очень плоскостной. Здесь совершенно нет круглящихся линий или пятен туши, а ритм мазков кисти подчеркивает и выявляет движение справа налево, вдоль картинной плоскости. Этому подчинен и рисунок ветвей, а главное - форма и изгиб ствола. У Юсё такого определенного движения вовсе нет, оно лишь только намечено, ему дан своеобразный «толчок» рисунком ствола, который занимает здесь всего одну панель с небольшим выходом на вторую (у Эйтоку ствол написан на двух панелях, а ветки расположены на всех четырех). Кайхо Юсё как будто возвращается к пространственности периода Муромати, оставляя целую панель слева без изображения. На самом деле у него нет движения в глубину. Напротив, все детали изображенного дерева направлены к переднему плану (нижняя часть ствола с отломанной веткой и изгибающиеся молодые побеги слева). Ритмическая тенденция движения, хоть и не такая ясно выраженная, как у Эйтоку, но все же ощутимая, направлена вдоль плоскости, параллельно ей, так что и незаполненное «пустое» пространство оказывается включенным в это движение, а не уходящим в глубину, как в произведениях художников 14 - 15 веков.


Обратите внимание: spigen Cell Phone Screen Protectors for iphone 7 eBay.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 10.

По такому же принципу построена и другая роспись Кайхо Юсё в Кэннидзи «Спящие птицы на сосне», выполненная с высоким артистизмом и демонстрирующая новые возможности живописи тушью на большой поверхности стены. Роспись исполнена широкой мягкой кистью, и основой изображения является пятно туши, а не линия. Ствол, ветви, иглы хвои только намечены и угадываются в быстрых и точных мазках кисти. Самы...

далее...

Хасэгава Тохаку и его вариант стиля Момояма. Часть 1.

Творчество Хасэгава Тохаку (1539 - 1610) заслуживает специального рассмотрения, так как в нем объединяются и взаимодействуют разные, во многом противоположные тенденции, которые были присущи культуре Момояма. Даже при первом знакомстве с произведениями художника становится ясно, что он одинаково продуктивно работал и в яркой, пышной живописи кимпэки-га, как и большинство его современников, и в ...

далее...

Хасэгава Тохаку и его вариант стиля Момояма. Часть 2.

Под таким воздействием фантазия Хасэгава Тохаку получила несколько иное направление, чем у художников Кано, отличаясь большей тонкостью и глубиной. Впрочем, как уже говорилось, от Кано Эйтоку почти ничего не сохранилось, а произведений Тохаку, особенно с 1930-х годов, когда их стали разыскивать и пристально изучать, оказывается все больше и больше в поле зрения исследователей.

Среди японских...

далее...