Шестистворчатые ширмы «Пейзаж с солнцем и луной»

В храме Конгодзи (Каути, префектура Осака) хранится пара шестистворчатых ширм - «Пейзаж с солнцем и луной»,- относящихся, видимо, к середине 16 века. Похожие ширмы имеются и в коллекции Национального музея в Токио. Выполненные неизвестным художником, они являются образцом стиля Тоса в его сравнительно позднем варианте, но еще без сплавления с элементами стиля Кано, заметного в других произведениях того же времени. Ширмы эти производят впечатление монументальности не только в силу своих размеров (каждая почти полтора метра высоты и более трех метров ширины), но прежде всего мощными, обобщенными формами, масштабными соотношениями гор, деревьев, волн потока.

Пейзаж с солнцем и луной. Роспись ширм. Деталь. Середина 16 в.

Пейзаж с солнцем и луной. Роспись ширм. Деталь. Середина 16 в.

В отличие от умозрительного характера пейзажа сан суй, в основе которого лежали формы китайского ландшафта, в ширмах с солнцем и луной ощущаются реалии японской природы, но преображенные поэтической фантазией, как это было и в ранних хэйанских росписях. Это подтверждается сюжетной основой росписи - правую ширму можно трактовать как изображение весны и лета, а левую - осени и зимы, то есть это воплощение традиционного жанра сики-э (четыре сезона). В иконографии основных элементов росписи, таких, как горы, деревья, волны потока, легко угадываются традиционные формулы хэйанской и камакурской живописи на свитках, пейзажных мандала, заставках книг буддийского канона и др. Так, на иконе «Появление Амида-будды над горами» (Национальный музей, Токио) силуэтное изображение гор и кулисообразное построение пространства весьма близки тому, что мы видим на росписи ширм из Конгодзи. Но на иконе над горами появляется солнценосное, лучезарное божество, а на ширме изображен золотой диск солнца. По аналогии с иконой изображение гор на ширмах можно рассматривать как визуальный символ, знак мироздания, земли, но можно и более конкретно - страны Японии. В декоративной живописи нарушение масштабных соотношений, отличающиеся от реальных размеры и пропорции указывают на то, что художественные связи строятся по иным законам, чем в действительности, и подобные отклонения становятся важным компонентом образной структуры произведения. Большую роль играет и характер линейного движения, ведущего глаз зрителя по поверхности картины. Художник стремится не только к гармонии всех деталей, цветосочетаний, но и к превращению самой поверхности ширмы в драгоценность, подобно переливающейся парче или тусклому блеску старинных лаков. Он использует элементы ремесленной техники, применявшейся мастерами-лакировщиками, например, прием кириканэ, когда поверхность покрывается мелкими кусочками золотой фольги, которая затем зашлифовывается, создавая отражающую свет, мерцающую фактуру. Именно так декорировано изображение облака в пейзаже с солнцем. Само солнце передано золотым диском, а серп луны на другой ширме исполнен из наложенного серебра. Этим художник достигает эффекта разнообразия фактур, сочетание которых становится дополнительным средством выразительности, обогащая впечатление, а отчасти и семантику произведения.

Пейзаж с солнцем и луной. Роспись ширм. Деталь. Середина 16 в.

Пейзаж с солнцем и луной. Роспись ширм. Деталь. Середина 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Лаки - важная особенность мастеров Тоса

Использование в живописи традиций художественных ремесел, особенно лаков, было важной особенностью мастеров Тоса, усвоенной в дальнейшем и художниками других направлений и школ. Именно в лаках сложились особые традиции соотношения декоративного узора с предметной формой. Как известно, в средневековой Японии не существовало заметной границы между искусствами собственно изобразительными и приклад...

далее...

Употребление цвета в работах художников Тоса

По сравнению с росписями мастеров школы Кано работы художников Тоса обладают целым рядом особенностей. Самое главное их различие в употреблении цвета и его роли в произведении.

Первые мастера Кано если и применяли легкую подцветку в своих росписях, выполненных главным образом тушью, то она всегда выявляла реальную окраску предмета. Еще у Сэссю в упоминавшихся ширмах «Цветы и птицы» цвет служ...

далее...

Отличие и общие черты школ Кано и Тоса

Наконец, можно говорить еще об одном важном отличии двух живописных систем. В работах художников Кано при всех декоративных качествах их росписей всегда есть намек на точку зрения, на то, что зритель может смотреть на картину извне, со стороны, подобно тому, как он смотрит на природный ландшафт. При всей условности композиции и ее отдельных элементов, сформированных в системе китайской классиче...

далее...