Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 10.

Складной веер был модным и популярным предметом в 20-х годах 17 века. Роспись на веере была, конечно, одним из видов массовой продукции, изготовление которой имело свои законы. Подобно тому, как Кано Эйтоку, получая заказы на огромное число росписей, должен был прийти к известной типизации приемов, выработать свою композиционную формулу, использование которой ускоряло процесс работы, так и в мастерской Сотацу сама форма веера способствовала выработке некоторых приемов, помогавших организации разнообразных мотивов на небольшом и специфически очерченном пространстве. Как считает профессор X. Мидзуо, эти особенности оказались не только характерной особенностью работ мастерской Таварая, но настолько укоренились в сознании самого Сотацу, что стали присущи большинству его произведений, в том числе и монументальным росписям на ширмах

Веер и ширма, как две предметные формы, имеющие, казалось бы, мало общего, нашли у Сотацу и прямые точки соприкосновения. Ему приписываются с большой долей уверенности две пары ширм (храм Самбоин, Дайгодзи, Киото и Коллекция императорского дома, Токио), декорированных по золотому фону развернутыми расписными веерами, свободно расположенными по поверхности каждой из створок. Эти ширмы еще нельзя в полной мере рассматривать как пример монументальной росписи: издали видны лишь красочные, определенным образом сгруппированные пятна, и только с близкого расстояния можно рассмотреть саму роспись. Ширмы с веерами скорее промежуточное звено между, условно говоря, камерными произведениями Сотацу (к ним относятся помимо свитков, выполненных вместе с Коэцу, многочисленные альбомные листы и сикиси - небольшого размера декоративные композиции со стихами) и крупными произведениями, такими, как ширмы на сюжеты из «Гэндзи моногатари», «Бугаку», «Боги ветра и грома».

Хоннами Коэцу и Таварая Сотацу. Олени. Свиток живописи и каллиграфии. Деталь. Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 11.

Как известно, живопись на веерах существовала еще в период Хэйан: сохранились веера с росписью и текстом сутры (Ситэннодзи, Осака). Расписные веера с изображением цветов и трав были очень популярны на протяжении всего 16 века. Идея украсить веерами ширму также не принадлежала Сотацу, такие ширмы изготовлялись и до него. Тем не менее эти произведения Сотацу представляют большой интерес со многих...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 12.

Понятно, что уровень живописи на веерах неодинаков, многие выполнены в мастерской Сотацу, и только некоторые приписываются самому художнику. Признанный шедевр Сотацу - «Деревенские дома зимой» (Дайгодзи, Киото), написанные легко и свободно, с применением размывов краски и наложением поверх одного тона другого, что создает впечатление объема и разнообразия фактур. Сложная для компоновки форма ве...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 13.

Примером такой полной трансформации может служить знаменитая пара двустворчатых ширм Сотацу «Бугаку» (Самбоин, Дайгодзи, Киото). Эти ширмы как бы ключ к пониманию творческой личности зрелого Сотацу, с присущим только ему типом фантазии, умением черпать отовсюду и создавать небывалое и невиданное. Он соединяет в себе черты средневекового мастера, ориентировавшегося на предшествующие образцы, и х...

далее...