Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 11.

Как известно, живопись на веерах существовала еще в период Хэйан: сохранились веера с росписью и текстом сутры (Ситэннодзи, Осака). Расписные веера с изображением цветов и трав были очень популярны на протяжении всего 16 века. Идея украсить веерами ширму также не принадлежала Сотацу, такие ширмы изготовлялись и до него. Тем не менее эти произведения Сотацу представляют большой интерес со многих точек зрения. Тут подтверждается двуединство истоков стиля Сотацу: связей с городским ремесленным производством и его традициями и в то же время - многовековой живописной культурой прошлого, которую он осваивал и возрождал. Наибольший интерес безусловно представляет сама роспись на веерах, очень разнообразная по сюжетам. Здесь и фигуры сражающихся воинов, и мирные сельские сцены, и пейзажи. Как доказано в работах авторитетных японских ученых Ю. Яманэ и X. Мидзуо, метод цитирования известных свитков живописи периодов Хэйан и Камакура Сотацу сделал основным при работе над росписью вееров. Известно, что копирование старой живописи было одним из самых распространенных методов обучения на Дальнем Востоке, и отношение к копии было совсем иным, чем в наше время, она подчас оказывалась единственным свидетельством о несохранившемся подлиннике. Копия, выполненная крупным художником, ценилась не ниже оригинала. Сотацу также не мог относиться к копированию как заимствованию. Он отвечал на запросы своих современников и покупателей, делая веера не просто красивыми, но занимательными, так что всякий мог узнать сцены из известных романов и повестей Хэйана, эпических сказаний о битвах феодальных войн 12 - 13 веков. Достаточно напомнить, что эти сюжеты использовались и в спектаклях театра Но, а позднее - театра Кабуки, их распевали бродячие сказители во время праздников и ярмарок. В соответствии с законами каждого жанра сюжеты преобразовывались, получали новые черты. Именно так подходил к ним и Сотацу, начав с точного копирования и придя затем к полному преобразованию и собственной трактовке. При размещении расписных вееров на ширмах Сотацу не преследовал целей связать сюжеты и стремился лишь к декоративному единству ширмы. Но в росписи вееров уже можно найти примеры свободной композиции и особой манеры упрощения, отказа от мелких деталей, выбора фигур и новой их группировки, что будет характерным и для композиции его ширм.

Хоннами Коэцу и Таварая Сотацу. Олени. Свиток живописи и каллиграфии. Деталь. Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 12.

Понятно, что уровень живописи на веерах неодинаков, многие выполнены в мастерской Сотацу, и только некоторые приписываются самому художнику. Признанный шедевр Сотацу - «Деревенские дома зимой» (Дайгодзи, Киото), написанные легко и свободно, с применением размывов краски и наложением поверх одного тона другого, что создает впечатление объема и разнообразия фактур. Сложная для компоновки форма ве...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 13.

Примером такой полной трансформации может служить знаменитая пара двустворчатых ширм Сотацу «Бугаку» (Самбоин, Дайгодзи, Киото). Эти ширмы как бы ключ к пониманию творческой личности зрелого Сотацу, с присущим только ему типом фантазии, умением черпать отовсюду и создавать небывалое и невиданное. Он соединяет в себе черты средневекового мастера, ориентировавшегося на предшествующие образцы, и х...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 14.

Известно, что представления бугаку (в дословном переводе - танцы-музыка, а в более свободном - танцевальная пантомима) включали множество разнообразных номеров, по своему происхождению китайских, корейских, индийских и других, с чем связано было употребление необычных костюмов, масок, музыкальных инструментов. И хотя эти представления впервые появились в Японии за тысячу лет до Сотацу, они сохр...

далее...