Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 12.

Понятно, что уровень живописи на веерах неодинаков, многие выполнены в мастерской Сотацу, и только некоторые приписываются самому художнику. Признанный шедевр Сотацу - «Деревенские дома зимой» (Дайгодзи, Киото), написанные легко и свободно, с применением размывов краски и наложением поверх одного тона другого, что создает впечатление объема и разнообразия фактур. Сложная для компоновки форма веера использована художником с большой непринужденностью, и пространство росписи, занятое изображением домов с высокой кровлей, не кажется искусственно стиснутым, зажатым, в нем находится место и для волн весеннего потока, и для высоких цветущих деревьев, дающих ощущение масштаба всей сцены.

В исследовании Ю. Яманэ имеются точные указания относительно того, откуда именно взяты Сотацу те или иные мотивы и композиции, точно скопированные фигуры. Это дает возможность понять сам метод их преобразования у Сотацу. В некоторых случаях он как бы кадрирует, искусственно вычленяет сцену из оригинального произведения, почти без изменений перенося ее на веер. Чаще Сотацу берет отдельные фигуры в определенных ракурсах или детали пейзажа и по-новому компонует их, иногда варьирует несколько раз (персонажи из свитков начала 14 века «Хэйдзи моногатари» и «Хогэн моногатари» - воин с луком, мчащиеся всадники и др.).

Видимо, художники его мастерской преимущественно копировали и затем неоднократно повторяли с большой долей точности отдельные фрагменты старых свитков, а сам Сотацу относился к таким копиям более свободно, используя их, как лексику, словарный фонд своего изобразительного языка. Помещенные в новый художественный контекст, персонажи старых мастеров получали совершенно новый смысл.

Таварая Сотацу. Сосны и скалы. Настенная роспись. Деталь. 1621

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 13.

Примером такой полной трансформации может служить знаменитая пара двустворчатых ширм Сотацу «Бугаку» (Самбоин, Дайгодзи, Киото). Эти ширмы как бы ключ к пониманию творческой личности зрелого Сотацу, с присущим только ему типом фантазии, умением черпать отовсюду и создавать небывалое и невиданное. Он соединяет в себе черты средневекового мастера, ориентировавшегося на предшествующие образцы, и х...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 14.

Известно, что представления бугаку (в дословном переводе - танцы-музыка, а в более свободном - танцевальная пантомима) включали множество разнообразных номеров, по своему происхождению китайских, корейских, индийских и других, с чем связано было употребление необычных костюмов, масок, музыкальных инструментов. И хотя эти представления впервые появились в Японии за тысячу лет до Сотацу, они сохр...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 15.

Отказ от мелких деталей, укрупнение форм, повышение роли свободного золотого фона становятся характерными особенностями стиля зрелого Сотацу и с наибольшей силой проявляются в такой работе, как «Боги ветра и грома» (Кэнниндзи, Киото), считающейся национальным сокровищем Японии. Это произведение - итог длительного творческого пути художника, синтез открытых им приемов и средств композиции. Не сл...

далее...