Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 15.

Отказ от мелких деталей, укрупнение форм, повышение роли свободного золотого фона становятся характерными особенностями стиля зрелого Сотацу и с наибольшей силой проявляются в такой работе, как «Боги ветра и грома» (Кэнниндзи, Киото), считающейся национальным сокровищем Японии. Это произведение - итог длительного творческого пути художника, синтез открытых им приемов и средств композиции. Не случайно эти ширмы уже в 18 веке копировали Огата Корин и Сакаи Хоицу, последователи и преемники Сотацу. Именно в этом произведении старого мастера они искали секрет силы и мощи его темперамента, стремились уловить сам дух его великого таланта.

Впечатление от ширм, как они выглядят сейчас, несколько искажается по сравнению с первоначальным из-за того, что серебряные облака, окружающие фигуры летящих демонов, потемнели от окисления металла. Оттого несколько нарушился колористический баланс картины, точность сочетания каждого цвета с фоном. Первоначально серебряные облака, видимо, казались еще более легкими, почти исчезающими, что подчеркивало ощущение воздушной среды - этих сверкающих золотом небес, по которым в неистовом движении несутся фигуры божеств. Если сам сюжет этих ширм Сотацу, как и многих других, заимствован у предшественников, то его трактовка не имеет аналогий в японской живописи. Две двухстворчатые ширмы объединены в целостную композицию, центральная ось которой проходит как раз по линии, разделяющей ширмы. Относительно этого произведения можно безоговорочно согласиться с профессором Мидзуо, который говорит о веерности построения ширмы: фигуры божеств находятся в сильном движении не столько по направлению друг к другу, сколько к точке схода воображаемых диагоналей, пересекающих каждую ширму от внешнего верхнего угла к нижнему внутреннему. Но при этом они захвачены и сильнейшим круговым движением, которое кажется постоянно возобновляющимся, безостановочным.

Таварая Сотацу. «Китайские львы». Настенная роспись. 1621

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 16.

По сравнению с более ранними произведениями Сотацу здесь реализуются совершенно иные пласты его фантазии, не имеющей ни опоры на визуальные жизненные впечатления (вспомним ширмы с изображением трав и цветов), ни на литературную образность и поэтические ассоциации (как это имело место в ширмах на сюжеты «Гэндзи моногатари» и других). Здесь художественный вымысел требовал иного, конструктивного м...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 17.

Как известно, Сотацу, еще будучи безвестным художником мастерской Таварая, копировал не только хэйанские, но и камакурские свитки с их фигурами сражающихся воинов, мчащихся всадников. Эту динамическую стихию напряжения и противоборства и воплотили в себе образы Фудзина и Радзина - божеств ветра и грома. Иконографически близкие им изображения уже встречались у Сотацу на ширме с веерами, а их про...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 18.

Боги ветра и грома связаны с символикой направлений по странам света и, следовательно, с представлениями о мироустройстве. Это определяло и их каноническую окраску. В традиционной иконографии стихия ветра была связана с западным направлением и обозначалась фигурой белого тигра, а стихия дождя - с восточным и обозначалась зеленым драконом. Правда, у Сотацу демоны помещены в зеркальном отражении ...

далее...