Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 16.

По сравнению с более ранними произведениями Сотацу здесь реализуются совершенно иные пласты его фантазии, не имеющей ни опоры на визуальные жизненные впечатления (вспомним ширмы с изображением трав и цветов), ни на литературную образность и поэтические ассоциации (как это имело место в ширмах на сюжеты «Гэндзи моногатари» и других). Здесь художественный вымысел требовал иного, конструктивного мышления, создания принципиально новой пространственной жизни форм, находящихся в стремительном движении. Во всей мировой живописи проблема передачи движения всегда была одной из самых сложных и трудно разрешимых, тем более - движения интенсивного, крайне энергичного. Сотацу отказывается от тех приемов, с помощью которых он добивался погружения в поэтический мир образов хэйанской литературы, где внутреннее волнение героев, их напряженная эмоциональная жизнь не получала выражения в движении внешних форм (подтверждением этому может служить принципиальная уравновешенность построения ширм на сюжеты «Гэндзи моногатари»).

Демонические божества ветра и грома - воплощение совершенно иных начал: как бы вырывающихся наружу, не контролируемых эмоций, бушующей в них страстной энергии79. Такие образы в хэйанской культуре встречались намного реже, чем в культуре периода Камакура, сама история которого была наполнена войнами, борьбой за власть феодальных кланов и возвышением военного сословия с его идеалами храбрости, ловкости, силы.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 17.

Как известно, Сотацу, еще будучи безвестным художником мастерской Таварая, копировал не только хэйанские, но и камакурские свитки с их фигурами сражающихся воинов, мчащихся всадников. Эту динамическую стихию напряжения и противоборства и воплотили в себе образы Фудзина и Радзина - божеств ветра и грома. Иконографически близкие им изображения уже встречались у Сотацу на ширме с веерами, а их про...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 18.

Боги ветра и грома связаны с символикой направлений по странам света и, следовательно, с представлениями о мироустройстве. Это определяло и их каноническую окраску. В традиционной иконографии стихия ветра была связана с западным направлением и обозначалась фигурой белого тигра, а стихия дождя - с восточным и обозначалась зеленым драконом. Правда, у Сотацу демоны помещены в зеркальном отражении ...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 19.

Динамика и напряжение не превращаются в дисгармонию, а сила не разрушает красоту. Цветовое решение картины остается мягким и деликатным, как и в других произведениях Сотацу. Это особенно ясно видно при сравнении этого произведения с копией, выполненной Огата Корином, который сделал сочетания цветов более резкими и жесткими (например, он ввел яркий красный тон при изображении пасти демонов, отче...

далее...