Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 17.

Как известно, Сотацу, еще будучи безвестным художником мастерской Таварая, копировал не только хэйанские, но и камакурские свитки с их фигурами сражающихся воинов, мчащихся всадников. Эту динамическую стихию напряжения и противоборства и воплотили в себе образы Фудзина и Радзина - божеств ветра и грома. Иконографически близкие им изображения уже встречались у Сотацу на ширме с веерами, а их прообразы ясно угадываются в свитках 13 - 14 веков.

Все исследователи творчества Сотацу отмечают особое магическое свойство этого произведения с его удивительной, чисто оптической напряженностью, которой наделен золотой фон между фигурами демонов: их встречное движение настолько интенсивно, что «пустое» золотое поле получает заряд невидимой энергии, словно высекающей электрическую искру, своего рода молнию (недаром сами божества связаны со стихией грозы, дождя, бури), которая незримым зигзагом ложится на реальный зигзаг стоящей ширмы.

В этой росписи, как ни в одной другой, Сотацу использовал и художественно осмыслил композицию ширмы как предмета, расположенного в реальном трехмерном пространстве, а не просто плоскость, несущую роспись. Чтобы стоять на полу, створки ширмы должны быть расположены под углом друг к другу, и тогда написанные на крайних панелях фигуры получают дополнительное усиление в своем движении к центру композиции.

Таварая Сотацу. Птицы в лотосовом пруду. Свиток живописи. Деталь. Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 18.

Боги ветра и грома связаны с символикой направлений по странам света и, следовательно, с представлениями о мироустройстве. Это определяло и их каноническую окраску. В традиционной иконографии стихия ветра была связана с западным направлением и обозначалась фигурой белого тигра, а стихия дождя - с восточным и обозначалась зеленым драконом. Правда, у Сотацу демоны помещены в зеркальном отражении ...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 19.

Динамика и напряжение не превращаются в дисгармонию, а сила не разрушает красоту. Цветовое решение картины остается мягким и деликатным, как и в других произведениях Сотацу. Это особенно ясно видно при сравнении этого произведения с копией, выполненной Огата Корином, который сделал сочетания цветов более резкими и жесткими (например, он ввел яркий красный тон при изображении пасти демонов, отче...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 20.

Ширмы «Боги ветра и грома» еще раз подтверждают, что на основе многих традиционных приемов Сотацу добился воплощения в живописи собственной неповторимой индивидуальности художника, основная особенность которого - мышление монументалиста. Это проявилось в умении отбрасывать второстепенное, то есть отказаться от повествовательности во имя выразительности; в умении ощущать крупные живописные массы...

далее...