Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 18.

Боги ветра и грома связаны с символикой направлений по странам света и, следовательно, с представлениями о мироустройстве. Это определяло и их каноническую окраску. В традиционной иконографии стихия ветра была связана с западным направлением и обозначалась фигурой белого тигра, а стихия дождя - с восточным и обозначалась зеленым драконом. Правда, у Сотацу демоны помещены в зеркальном отражении по сравнению с каноническими установлениями - справа ветер, а слева гром, а не наоборот. Он, однако, сохранил их традиционный облик - рогатых, с оскаленной пастью звероподобных существ с огромными сверкающими глазами и развевающимися гривами. Художник подчеркивает уродливость тел с напряженной мускулатурой, преувеличенно большими конечностями с когтями. Атрибуты божеств - колотушки Радзина и мешок с ветром Фудзина, а также их одежды - включены в общую динамичную схему композиции. Большое значение имеет характер линий, очерчивающих фигуры демонов: все они извиваются, круглятся, среди них нет ни одной прямой или просто плавной и спокойной.

Фудзин и Радзин как будто неожиданно врываются в пространство ширмы, так что за ее краем остаются концы развевающихся одежд одного божества и часть атрибутов другого.

Хотя по своей сути изображенные Сотацу фантастические существа противоположны гармонии и красоте, художник не может отказаться от своих идеалов и создаёт произведение, эмоциональная чрезмерность и даже гротескность персонажей которого не нарушает качеств прекрасной картины.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 19.

Динамика и напряжение не превращаются в дисгармонию, а сила не разрушает красоту. Цветовое решение картины остается мягким и деликатным, как и в других произведениях Сотацу. Это особенно ясно видно при сравнении этого произведения с копией, выполненной Огата Корином, который сделал сочетания цветов более резкими и жесткими (например, он ввел яркий красный тон при изображении пасти демонов, отче...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 20.

Ширмы «Боги ветра и грома» еще раз подтверждают, что на основе многих традиционных приемов Сотацу добился воплощения в живописи собственной неповторимой индивидуальности художника, основная особенность которого - мышление монументалиста. Это проявилось в умении отбрасывать второстепенное, то есть отказаться от повествовательности во имя выразительности; в умении ощущать крупные живописные массы...

далее...

"Ямато-э" - ранний стиль японской живописи

Поскольку не сохранилось ранних светских настенных росписей, то для представления об их стилевых качествах приходится рассматривать, с одной стороны, буддийские росписи в храмах, с другой - свитки живописи. Сведения о появлении живописи на японские сюжеты относятся к концу 9 века и связаны с развитием архитектуры так называемого стиля синдэн-дзукури дворцов и жилых -покоев аристократического со...

далее...