Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 20.

Ширмы «Боги ветра и грома» еще раз подтверждают, что на основе многих традиционных приемов Сотацу добился воплощения в живописи собственной неповторимой индивидуальности художника, основная особенность которого - мышление монументалиста. Это проявилось в умении отбрасывать второстепенное, то есть отказаться от повествовательности во имя выразительности; в умении ощущать крупные живописные массы и уйти от дробности форм и выписанности мелких деталей; в новом отношении к цвету и его возможностям как выразительного элемента произведения. На основе этого сложилась особая декоративная манера живописи Сотацу, где каждый отдельный прием появлялся лишь в силу требования смысла картины, передачи ее внутреннего содержания через внешние формы. И линия и цвет у Сотацу - элемент фантазии художника, а не натуры или реального прообраза изображения. Поэтому они, как и общая композиция произведений, служат выразительности образа, а не передаче визуальных форм. Иными словами, цвет у Сотацу определяется не изображенными объектами, а принадлежит картине и подчиняется ее собственным законам - ритмической организации, внутренней динамике и гармонии. В этом главное отличие Сотацу от художников периода Момояма, для которых природный цвет изображавшихся предметов был определяющим в произведении. Это ясно видно из сравнения росписей Кано Эйтоку с такими ширмами Сотацу, как «Тропинка под плющом» или «Бугаку», где цвет, связанный с материальной субстанцией предметов, второстепенен рядом с задачей формирования образа и декоративной организации картины. Поэтому и золото в произведениях Эйтоку и Сотацу получает различное значение: из плоскостного фона оно стало средой, взаимодействующей в силу своей цветовой природы со всеми изобразительными элементами, имея в то же время и собственную эмоциональную и смысловую нагрузку. В росписях Кано Эйтоку и Кано Санраку золотой фон воплощал потенциальную возможность глубины, но все же тяготел к плоскости. У Сотацу он двуедин: он кажется трехмерным, как изображенная пространственная среда, то есть как художественное пространство, и одновременно он подчеркивает плоскость ширмы как предмета, размещенного в реальном интерьере. Все эти особенности в творчестве Сотацу получили наивысшее выражение, и ни один из его непосредственных последователей и учеников, в том числе и его брат Таварая Сосэцу, не смогли не только превзойти, но даже приблизиться к его художественному уровню.

Лишь один художник, отделенный от него двумя поколениями, может считаться если не равновеликим, то близким Сотацу по степени одаренности и яркости таланта - это Огата Корин.

Таварая Сотацу. Цветы и травы. Настенная роспись. Деталь. Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


"Ямато-э" - ранний стиль японской живописи

Поскольку не сохранилось ранних светских настенных росписей, то для представления об их стилевых качествах приходится рассматривать, с одной стороны, буддийские росписи в храмах, с другой - свитки живописи. Сведения о появлении живописи на японские сюжеты относятся к концу 9 века и связаны с развитием архитектуры так называемого стиля синдэн-дзукури дворцов и жилых -покоев аристократического со...

далее...

Пейзажные ширмы из Тодзи

Пейзажные ширмы из Тодзи, написанные на шелке,- один из наиболее интересных памятников, по которому можно судить о раннем стиле ямато-э. Существует предположение, что на ширмах изображен уединившийся на лоне природы знаменитый китайский поэт Бо Цзюйи и прибывший к нему гость6. Хотя Иэнага Сабуро в своей книге о живописи ямато-э утверждает, что фигуры здесь написаны в китайской манере, а пейзаж ...

далее...

Свитки "Гэндзи моногатари"

Целый ряд особенностей бросается в глаза уже при самом первом знакомстве с этим произведением. Большинство изображенных сцен происходит в интерьерах, и мы видим их сверху и отчасти сбоку, так как художник как бы снимает крышу с архитектурных сооружений, сохраняя, однако, стойки и балки конструкции. Эта условность точки зрения сохраняется и в сценах, происходящих на веранде дворца, обращенной в ...

далее...