Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 3.

В совместных с Коэцу работах был освоен и так называемый бескостный метод живописи (моккоцу), ставший позднее важной особенностью почерка Сотацу. Как уже отмечалось, многие изображения на свитках со стихами (плющ, лотосы, журавли) не имели линейного контурного обрамления. Сотацу создавал форму только пятном, размывами цвета или туши, иногда с добавлением золотой или серебряной пудры. На таком фоне каллиграфия Коэцу располагалась свободно и непринужденно, чему мешала бы четкая контурная линия в рисунке65. От этого метода Сотацу органично переходил к тарасикоми, когда на влажную, покрытую тушью или краской поверхность накладывался следующий слой, часто другого цвета, органично сплавлявшийся с первым. Оба этих технических приема были известны и прежде, еще китайским художникам, но Сотацу стал применять их для новых целей и добиваться с их помощью новых художественных эффектов.

Считается, что именно Сотацу в своей монохромной живописи достиг чисто национальных качеств, не повторявших шедевры китайских и японских классиков. Это особенно ощущается в таком выдающемся произведении Сотацу, как «Лотосовый пруд и водяные птицы» (Национальный музей, Киото). Действительно, художник предстает здесь как наследник традиций всего Дальнего Востока, не будучи похож на какого-либо определенного мастера. Он применяет все известные приемы монохромной живописи, используя и бесконтурную живопись пятном, и мягкие гибкие линии, и контраст изображения и затемненного фона наряду с обратным приемом использования свободного фона как пространственной среды. Тщательно выписанное оперение птиц соседствует с размытыми пятнами туши, где тончайшие цветовые градации передают различную фактуру лотосового листа с лицевой и оборотной стороны, его то более плотную поверхность, то почти просвечивающую, пересеченную нежными прожилками. Замедляя движение широкой кисти, которая рисует стебли цветов и листьев, Сотацу заставляет видеть и ощущать воду, в глубину которой они уходят. Нежными и хрупкими видятся лепестки цветка, хотя все исполнено только черной тушью. Художник активизирует фантазию зрителя, заставляя его домысливать несуществующее и более полно воспринимать образ пышного цветения, влажной туманной атмосферы, юрких, подвижных птиц. Сотацу использует тушь как цвет, внушая и зрителю с помощью своей блестящей живописной техники цветовое ощущение от картины.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 4.

Истоки стиля Сотацу и новые качества его живописи обнаруживаются в работах, выполненных совместно с Коэцу и примыкающих к ним произведениях самого художника. Не менее важно осознать и преемственность Сотацу по отношению к монументальным росписям художников периода Момояма, выявить черты, сближающие его с предшественниками и принципиально отличающие от них. Как известно, в своем большинстве росп...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 5.

По сравнению с изображением слона «китайские львы» переданы более динамично и одновременно более орнаментально. Их прежде всего хочется сопоставить с известной ширмой Кано Эйтоку на такой же сюжет. При всей фантастичности изображаемых животных у Эйтоку явно стремление к натурности форм и естественности пространственной среды, в которой помещены фигуры. Преувеличивая и подчеркивая оскаленные пас...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 6.

Вся композиция Сотацу исполнена на золотом фоне, что, казалось бы, сближает ее с росписями предшествующего периода. Безусловно, сама идея монументальной живописи на золотом фоне принадлежала эпохе Момояма, стала ее знаком и символом. Но там золотой фон был, как правило, светоносной плоскостью, лишь иногда трактовавшейся как имеющее неопределенную глубину пространство (например, у Санраку в его ...

далее...