Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 4.

Истоки стиля Сотацу и новые качества его живописи обнаруживаются в работах, выполненных совместно с Коэцу и примыкающих к ним произведениях самого художника. Не менее важно осознать и преемственность Сотацу по отношению к монументальным росписям художников периода Момояма, выявить черты, сближающие его с предшественниками и принципиально отличающие от них. Как известно, в своем большинстве росписи Сотацу исполнены на ширмах. Тем более важны с интересующей нас точки зрения работы Сотацу в монастыре Ёгэн-ин в Киото, где он исполнил росписи на деревянных кипарисовых дверях и на фусума. Рассмотрение этих росписей сразу же подводит нас к вопросу об особенностях живописного языка Сотацу и его отличия от языка художников Момояма. На деревянных панелях дверей сохранилось изображение белого слона и фантастических «китайских львов».

В изображении слона сразу же обращает на себя внимание довольно сложный ракурс (фигура расположена в трехчетвертном повороте и движении к зрителю), необычайная точность и выразительность плавных широких линий, не только очерчивающих силуэт фигуры, голову, ноги, но и создающих впечатление объема. Эта работа заставляет вспомнить некоторые детали свитка «Олени», где использован аналогичный прием.

Хасэгава Тохаку. Осенняя ива. Настенная роспись. Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 5.

По сравнению с изображением слона «китайские львы» переданы более динамично и одновременно более орнаментально. Их прежде всего хочется сопоставить с известной ширмой Кано Эйтоку на такой же сюжет. При всей фантастичности изображаемых животных у Эйтоку явно стремление к натурности форм и естественности пространственной среды, в которой помещены фигуры. Преувеличивая и подчеркивая оскаленные пас...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 6.

Вся композиция Сотацу исполнена на золотом фоне, что, казалось бы, сближает ее с росписями предшествующего периода. Безусловно, сама идея монументальной живописи на золотом фоне принадлежала эпохе Момояма, стала ее знаком и символом. Но там золотой фон был, как правило, светоносной плоскостью, лишь иногда трактовавшейся как имеющее неопределенную глубину пространство (например, у Санраку в его ...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 7.

Наиболее яркое свидетельство связей Сотацу с монументалистами Момояма и одновременно отличия от них - ширма «Мацусима» (галерея Фрир, Вашингтон), где сполна проявилась новизна пространственного мышления Сотацу и его дар художника декоративной росписи. Композиция строится из нескольких изобразительных элементов. Как и в других работах, они вполне узнаваемы: изогнутые приземистые сосны с вытянуты...

далее...