Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 5.

По сравнению с изображением слона «китайские львы» переданы более динамично и одновременно более орнаментально. Их прежде всего хочется сопоставить с известной ширмой Кано Эйтоку на такой же сюжет. При всей фантастичности изображаемых животных у Эйтоку явно стремление к натурности форм и естественности пространственной среды, в которой помещены фигуры. Преувеличивая и подчеркивая оскаленные пасти, огромные выпученные глаза, напряженную мускулатуру, художник прежде всего стремился выразить идеи величия, мощи, силы. У Сотацу фигуры изображены порознь, в разных ракурсах и движении: один лев в прыжке сверху вниз, с фронтально переданной устрашающей мордой и будто еще в полете распростертым туловищем; другой, напротив, как бы приготовившийся к прыжку наверх, оскаленный и напружинившийся. Но все эти сложные движения и повороты переданы художником с помощью широких, энергичных линий. Как и в изображении слона, фигуры львов покрыты однородным светлым пигментом и поэтому кажутся плоскостными (это усиливается подчеркнуто орнаментальными завитками грив, хвостов, пучков шерсти на лапах). Но при этом сложность поворотов, энергичность движений создают ощущение их пространственной активности и подвижности. Так мы приближаемся к осознанию внутренней конфликтности построения росписей Сотацу, их глубокого отличия от росписей Эйтоку и его последователей. Разные задачи и методы привели к созданию совершенно различных по образному строю произведений.

Еще нагляднее это видно при рассмотрении композиции с соснами, также приписывающейся Сотацу. В изображении слона и львов главным средством выразительности была линия, а локальный цвет имел подчиненное значение. В композиции с соснами и скалами наряду с линией важнейшим средством характеристики предметов стал цвет, используемый не только в оттенках и размывах, но в сопоставлениях, часто контрастных. Так, положенные рядом густо-зеленый и звонкий синий используются художником для передачи разной освещенности поверхности, и в конечном итоге - для воспроизведения объема предмета. В дальнейшем именно контраст синего и зеленого станет важнейшим компонентом живописного языка в таком произведении, как ширмы «Мацусима». Ничего подобного не было у мастеров Момояма.

Художник школы Хасэгава. Скалы и волны. Настенная роспись. Деталь. Конец 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 6.

Вся композиция Сотацу исполнена на золотом фоне, что, казалось бы, сближает ее с росписями предшествующего периода. Безусловно, сама идея монументальной живописи на золотом фоне принадлежала эпохе Момояма, стала ее знаком и символом. Но там золотой фон был, как правило, светоносной плоскостью, лишь иногда трактовавшейся как имеющее неопределенную глубину пространство (например, у Санраку в его ...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 7.

Наиболее яркое свидетельство связей Сотацу с монументалистами Момояма и одновременно отличия от них - ширма «Мацусима» (галерея Фрир, Вашингтон), где сполна проявилась новизна пространственного мышления Сотацу и его дар художника декоративной росписи. Композиция строится из нескольких изобразительных элементов. Как и в других работах, они вполне узнаваемы: изогнутые приземистые сосны с вытянуты...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 8.

Монументальная роспись, где наиболее ясно ощутимы импульсы, идущие от работ, выполненных совместно с Коэцу,- ширмы «Цута-но Хосомити» - «Тропинка под плющом» (коллекция Манно, Хёго). Здесь Сотацу добивается удивительного согласия частей, трактованных с разной степенью условности и точного цветового баланса. Стилевым предвестием этого произведения были и книги Сага и свитки со стихами, тем более...

далее...