Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 7.

Наиболее яркое свидетельство связей Сотацу с монументалистами Момояма и одновременно отличия от них - ширма «Мацусима» (галерея Фрир, Вашингтон), где сполна проявилась новизна пространственного мышления Сотацу и его дар художника декоративной росписи. Композиция строится из нескольких изобразительных элементов. Как и в других работах, они вполне узнаваемы: изогнутые приземистые сосны с вытянутым овалом крон встречались и на традиционных ширмах на сюжет «хамамацу» и на свитках 13 - 14 веков; каллиграфически прорисованные тонкой кистью волны с гребешками пены можно было видеть еще у китайских классиков, а вслед за ними у средневековых японских художников. Однако изображение сосен на морском берегу (один из мотивов мэйсё-э - «живописи прославленных мест») в традиционной трактовке строилось как взгляд вдаль сквозь деревья на переднем плане67. Здесь же песчаный остров, поросший соснами, отодвинут на задний план, и взгляд зрителя сразу же встречает тонкие линии и завитки бурлящих волн, над которыми поднимаются крутые, обрывистые скалы.

В этой росписи Сотацу объединяет несколько типов условности: в передаче песчаного острова (золотая поверхность обозначает песок), тонкой острой кистью выписанных волн с пятнами белой краски, обозначающими пену, и исполненных широкой мягкой линией густо-синего, охристого и зеленого, то контрастно сопоставленных, то наплывающих один на другой. Аппликативность облака на левой ширме и золотого острова, очертания которого напоминают дымку-касуми на росписях Момояма, контрастирует с вибрирующей и уходящей вдаль поверхностью волн, а та в свою очередь в своей жесткой графичности противостоит плавности контуров и мягкой живописности объемов скал. Но именно это и определяет яркий декоративный эффект ширм, новизну создаваемого ими впечатления.

Хоннами Коэцу. Шкатулка для письменных принадлежностей «Мост в Сано». Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 8.

Монументальная роспись, где наиболее ясно ощутимы импульсы, идущие от работ, выполненных совместно с Коэцу,- ширмы «Цута-но Хосомити» - «Тропинка под плющом» (коллекция Манно, Хёго). Здесь Сотацу добивается удивительного согласия частей, трактованных с разной степенью условности и точного цветового баланса. Стилевым предвестием этого произведения были и книги Сага и свитки со стихами, тем более...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 9.

Можно сказать, что тут перед нами сплав не только живописных приемов, идущих как от росписей Момояма, так и от искусства Коэцу, в свою очередь вдохновлявшегося шедеврами эпохи Хэйан. Сотацу добивается средствами декоративной росписи синтеза живописи и поэзии, их органичного слияния не только чисто визуального, проявляющегося в стилистике произведения, но и смыслового. Мастер находит такие прием...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 10.

Складной веер был модным и популярным предметом в 20-х годах 17 века. Роспись на веере была, конечно, одним из видов массовой продукции, изготовление которой имело свои законы. Подобно тому, как Кано Эйтоку, получая заказы на огромное число росписей, должен был прийти к известной типизации приемов, выработать свою композиционную формулу, использование которой ускоряло процесс работы, так и в ма...

далее...