Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 8.

Монументальная роспись, где наиболее ясно ощутимы импульсы, идущие от работ, выполненных совместно с Коэцу,- ширмы «Цута-но Хосомити» - «Тропинка под плющом» (коллекция Манно, Хёго). Здесь Сотацу добивается удивительного согласия частей, трактованных с разной степенью условности и точного цветового баланса. Стилевым предвестием этого произведения были и книги Сага и свитки со стихами, тем более, что тут на всей поверхности ширм (надо добавить, что расписаны они с обеих сторон) также расположены строчки стихов. В монументальных росписях никогда прежде не было ничего подобного этому произведению с его необычайной силой выразительности и предельным лаконизмом языка.

Тема росписи - эпизод из повести «Исэ моногатари», и намек на него делается с помощью условно обозначенных зеленых холмов и листьев плюща, а также поэтических строк, написанных на золотом фоне ширм. Автор каллиграфии - современник Сотацу поэт Карасумару Мицухиро, а темы стихов связаны с тем эпизодом из повести, где говорится о путешествии через увитое плющом ущелье Ицунояма. Герою повести, прославленному поэту Аривара Нарихира принадлежит большая часть стихов, остальные - самому Мицухиро, и наполнены они образами-воспоминаниями, намеками, сопоставлением прошлого с настоящим. Действительность и мечтания переходят друг в друга, граница между ними зыбка и неопределенна. Сотацу и в живописи создает образы-ассоциации, лишенные конкретности и четкой определенности. Он использует только один зеленый тон, то локально окрашивая большие поверхности, обозначающие холмы, то разрабатывая тончайшие оттенки, наподобие техники монохромной живописи тушью. Так он передает ощущение легких, как будто колеблемых ветром веток плюща, воздушной пространственной среды, где видны по-разному расположенные листья. Само выразительное сочетание с золотом фона насыщенного зеленого и его разнообразных оттенков несет в себе отголоски человеческих чувств, неуловимых и трудно объяснимых словами, но столь важных и существенных в жизни.

Хоннами Коэцу и Таварая Сотацу. Плющ. Свиток живописи и каллиграфии. Деталь. Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 9.

Можно сказать, что тут перед нами сплав не только живописных приемов, идущих как от росписей Момояма, так и от искусства Коэцу, в свою очередь вдохновлявшегося шедеврами эпохи Хэйан. Сотацу добивается средствами декоративной росписи синтеза живописи и поэзии, их органичного слияния не только чисто визуального, проявляющегося в стилистике произведения, но и смыслового. Мастер находит такие прием...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 10.

Складной веер был модным и популярным предметом в 20-х годах 17 века. Роспись на веере была, конечно, одним из видов массовой продукции, изготовление которой имело свои законы. Подобно тому, как Кано Эйтоку, получая заказы на огромное число росписей, должен был прийти к известной типизации приемов, выработать свою композиционную формулу, использование которой ускоряло процесс работы, так и в ма...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 11.

Как известно, живопись на веерах существовала еще в период Хэйан: сохранились веера с росписью и текстом сутры (Ситэннодзи, Осака). Расписные веера с изображением цветов и трав были очень популярны на протяжении всего 16 века. Идея украсить веерами ширму также не принадлежала Сотацу, такие ширмы изготовлялись и до него. Тем не менее эти произведения Сотацу представляют большой интерес со многих...

далее...