Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 9.

Можно сказать, что тут перед нами сплав не только живописных приемов, идущих как от росписей Момояма, так и от искусства Коэцу, в свою очередь вдохновлявшегося шедеврами эпохи Хэйан. Сотацу добивается средствами декоративной росписи синтеза живописи и поэзии, их органичного слияния не только чисто визуального, проявляющегося в стилистике произведения, но и смыслового. Мастер находит такие приемы, которые способны выразить самую суть лирической повести 9 века, ее поэтический подтекст.

Если совместная работа с Коэцу безусловно оказала влияние на сложение стиля Сотацу, что уже неоднократно отмечалось, то не меньшее значение для творчества художника имели его связи с ремеслом, в частности с росписью вееров. Сам принцип средневекового ремесленного производства был основан на безупречном владении всеми техническими приемами, будь то лаки, керамика, роспись тканей или вееров, и постоянная повторяемость технологии, канонизация мотивов и их трактовки - все вместе обеспечивало высокое совершенство продукции. На этом основывалась работа городских художников, так называемых мати-эси, выполнявших заказы на изготовление расписных ширм, свитков живописи, узорчатой бумаги для стихов и т. п. В мастерской Таварая работали такие художники, и, видимо, Сотацу сам был из их среды, хотя его одаренность была несоизмерима со средним уровнем мати-эси. Одна из сторон его таланта как руководителя мастерской Таварая проявилась в том, что он нашел пути необычного расширения репертуара сюжетов и мотивов росписей, что, по всей вероятности, способствовало увеличению сбыта продукции и популярности и мастерской и самого Сотацу. Известно, что Сотацу не только интересовался древней поэзией и живописью, что и послужило основой его сближения и сотрудничества с Коэцу, но пристально изучал свитки периодов Хэйан и Камакура, копировал их, осваивая живописный метод, приемы композиции, использования линии и цвета. Это заменяло ему ту систему ученичества, которую проходили мастера школ Кано и Тоса,- освоение традиций и фамильных секретов живописи. Скопированные со старых свитков фигуры, группы, целые сцены Сотацу стал использовать в росписях вееров.

Хоннами Коэцу и Таварая Сотацу. Тысяча журавлей. Свиток живописи и каллиграфии. Начало 17 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 10.

Складной веер был модным и популярным предметом в 20-х годах 17 века. Роспись на веере была, конечно, одним из видов массовой продукции, изготовление которой имело свои законы. Подобно тому, как Кано Эйтоку, получая заказы на огромное число росписей, должен был прийти к известной типизации приемов, выработать свою композиционную формулу, использование которой ускоряло процесс работы, так и в ма...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 11.

Как известно, живопись на веерах существовала еще в период Хэйан: сохранились веера с росписью и текстом сутры (Ситэннодзи, Осака). Расписные веера с изображением цветов и трав были очень популярны на протяжении всего 16 века. Идея украсить веерами ширму также не принадлежала Сотацу, такие ширмы изготовлялись и до него. Тем не менее эти произведения Сотацу представляют большой интерес со многих...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 12.

Понятно, что уровень живописи на веерах неодинаков, многие выполнены в мастерской Сотацу, и только некоторые приписываются самому художнику. Признанный шедевр Сотацу - «Деревенские дома зимой» (Дайгодзи, Киото), написанные легко и свободно, с применением размывов краски и наложением поверх одного тона другого, что создает впечатление объема и разнообразия фактур. Сложная для компоновки форма ве...

далее...