Сложение художественных принципов школ Кано и Тоса

Бытующее в японском искусствознании понятие «школа Кано» может быть принято с большой долей условности и требует уточнения. Это скорее своеобразная династия потомственных мастеров (не всегда имевших кровные родственные связи), служивших сначала при дворе сёгунов Асикага, затем военных диктаторов Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, наконец, у сёгунов Токугава. Основатели школы Кано Масанобу (1434—1530) и Кано Мотонобу (1476—1559), в отличие от большинства живописцев того времени, не были монахами и происходили из самурайского сословия. После Сюбуна и его последователя Сётэна, они стали возглавлять Академию живописи Асикага, а их искусство в целом носило светский характер.

Если в 14 и первой половине 15 века главенствующее место среди жанров японской живописи принадлежало пейзажу, то к концу столетия все большее значение стал приобретать жанр «цветы — птицы». Об этом свидетельствует не только обращение к нему такого художника, как Сэссю, но и ряда других мастеров. Естественно, что и первые художники Кано, в творчестве которых роспись на ширмах и фусума хоть и соседствовала с работой на свитках, но явно получала все большее значение, чаще обращались не к пейзажу, а к изображению деревьев, цветов, птиц. Кано Масанобу еще целиком находился в стилевом русле канга. В его росписях пространство строилось по законам воздушной перспективы, чему служила техника размывов туши и использования ее тональных переходов.

Фудзивара Такаёси (?). Гэндзи моногатари эмаки. Деталь свитка

Фудзивара Такаёси (?). Гэндзи моногатари эмаки. Деталь свитка к главе «Касиваги»

Кано Мотонобу во многих отношениях был выдающейся фигурой в истории японской живописи. Фактически он, а не его отец, был подлинным основателем школы с ее новыми методами работы. Мотонобу был наделен, как отмечают исследователи, большими организационными способностями и, видимо, особым социальным чутьем. Он понимал, насколько менялись общественные функции искусства живописи, его заказчик и потребитель. По историческим источникам известно, что он искал покровительства и поддержки не только у сёгунов Асикага, все более терявших реальную власть и влияние в стране в первые десятилетия 16 века, но и у представителей высшей феодальной верхушки, императорской семьи, богатых буддийских храмов и даже у крупных торговцев Киото и Сакаи. Мотонобу окружил себя многочисленными учениками, которые, восприняв его манеру, стали работать вместе с ним в качестве помощников. Это позволило ему брать заказы на циклы росписей. Метод работы большой бригадой, сохранявшийся на протяжении всей истории существования школы Кано, служил не только утверждению ее высокого социального престижа, но быстрому распространению стиля — сначала самого Мотонобу, а затем его последователей.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Росписи в храме Рэйунин

Наиболее ясное представление о стиле Кано Мотонобу могут дать росписи в храме Рэйунин (Мёсиндзи, Киото), выполненные в 1543—1549 годах. Хотя в разных помещениях он брал за образец произведения одного из китайских классиков (Ся Гуя, My Ци, Юй Цзяня), что само по себе было традиционно для живописи Дальнего Востока, но сохранял при этом собственную стилевую программу. В композиции с журавлем и вод...

далее...

Кано Мотонобу и школа Тоса

Для манеры Кано Мотонобу и работавших с ним художников характерна большая роль контурной линии, которая выполнялась кистью, поставленной перпендикулярно к поверхности бумаги. Тушь при этом одинаково распределялась по обеим сторонам линии, придавая ей твердость и даже некоторую жесткость. От Мотонобу большую силу линии унаследовали его преемники, в особенности его внук Эйтоку, и это стало важным...

далее...

Шестистворчатые ширмы «Пейзаж с солнцем и луной»

В храме Конгодзи (Каути, префектура Осака) хранится пара шестистворчатых ширм - «Пейзаж с солнцем и луной»,- относящихся, видимо, к середине 16 века. Похожие ширмы имеются и в коллекции Национального музея в Токио. Выполненные неизвестным художником, они являются образцом стиля Тоса в его сравнительно позднем варианте, но еще без сплавления с элементами стиля Кано, заметного в других произведен...

далее...