Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 10.

Наиболее яркий пример - созданные Коэцу произведения из лака. Нет документальных данных о том, что он сам изготовлял свои знаменитые тушечницы, возможно, что их делали по его проектам его друзья-ремесленники. Но то, что Коэцу до тонкостей знал это ремесло, все стадии изготовления предмета и разнообразные техники нанесения орнамента, представляется несомненным. Его знаменитая тушечница с изображением понтонного моста (Национальный музей, Токио) - традиционный предмет лишь по назначению. Ни ее форма с очень выпуклой крышкой, ни тем более декор не имеют прототипов в прошлом.

Коэцу именно в своем дилетантизме, который выражался не в отсутствии навыков традиционного ремесла, а в непричастности цеховым нормам и правилам, достигал небывалой свободы творческой фантазии, раскованности в понимании художественной формы, законов ее строения. Никогда прежде мастера лаков не употребляли одновременно столько разных материалов. Коэцу по поверхности золотого лака маки-э не только наносит гравированное изображение лодок, поддерживающих мост, смело и непринужденно кладет на выпуклую поверхность крышки темную полоску, этот мост изображающую, но инкрустацией из серебра как бы разбрасывает иероглифы стихов (каллиграфия которых - тоже величайшее искусство!), пропуская те, которые означают мост и лодки,- то, что глаз и так видит. Иначе говоря, Коэцу создал произведение в жанре э-ута («картина-стихи»), любимом и распространенном в период Хэйан. Но средства, им используемые, совершенно новые и небывалые, способствующие воплощению принципа, духа далекого искусства, но не формального его повторения. Ясно, что ни один мастер-ремесленник не мог создать ничего подобного, ибо всегда ориентировался на образец не только в силу традиции, но и особенностей своего цехового мышления. Хотя новаторство Коэцу имело иные корни, чем у художников новейшего времени, и не могло получить непосредственного продолжения хотя бы из-за неповторимости его как гениальной личности, но сама свобода его фантазии, подход к решению каждой художественной задачи не могли не оказывать воздействия на его современников, в особенности таких, как Сотацу.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 11.

В настоящее время в разных музеях мира и в частных коллекциях хранится значительное число произведений Коэцу. Это главным образом горизонтальные свитки или отдельные листы - сикиси со строчками стихов из антологий классической поэзии на фоне изображений летящих птиц, цветов лотоса, глициний и т. п. Долгое время не было единого мнения относительно того, принадлежала ли живопись, как и каллиграфи...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 12.

Известно, что в личной коллекции Коэцу имелся фрагмент свитка со стихами 11 века, который мог служить для него образцом. Но его собственные работы, выполненные совместно с Сотацу,- всегда свободная интерпретация, эхо хэйанского искусства. Сложное многоголосие поэзии, каллиграфии и живописи имеет тут печать гораздо более изощренного и индивидуализированного вкуса. Летящие, легкие и в то же время...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 13.

Главное воздействие на Сотацу и сложение его стиля со стороны Коэцу, помимо общей эстетической культуры, проявилось в специфической каллиграфичности его кисти, обладавшей гибкостью и силой. И если можно сказать, что встреча с таким художником, как Сотацу, была счастливым случаем для Коэцу, который получил возможность полного выражения своих идей и гармонии со своим искусством, то и Сотацу откры...

далее...