Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 11.

В настоящее время в разных музеях мира и в частных коллекциях хранится значительное число произведений Коэцу. Это главным образом горизонтальные свитки или отдельные листы - сикиси со строчками стихов из антологий классической поэзии на фоне изображений летящих птиц, цветов лотоса, глициний и т. п. Долгое время не было единого мнения относительно того, принадлежала ли живопись, как и каллиграфия, самому Коэцу или же их исполняли разные художники. В настоящее время считается, что автором живописи был Сотацу55, хотя столь полное и органичное слияние двух творческих индивидуальностей в одном произведении вызывает удивление. Как уже отмечалось, Коэцу был современником всех выдающихся живописцев Момояма, но идеалы их искусства были далеки ему. Однако нельзя сказать, что декоративные принципы живописи, разработанные этими художниками, совершенно не влияли на творческий опыт Коэцу. Эти принципы получили иное претворение, сплавившись с устремлениями Коэцу к классическому искусству прошлого, как, например, в свитках со сплошным записанным золотом и серебром фоном (так называемая техника бэтанури), по стилю родственных живописи Момояма56.

Искусство Коэцу, его чисто японское ощущение художественной формы стало возможно только на основе опыта культуры Момояма и свойственных ей новых декоративных принципов живописи, керамики, лаков, росписи тканей. Коэцу сумел органично соединить все это с изысканностью Хэйана, своей собственной артистичностью.

Сохранилось пять свитков, существующих в настоящее время расчлененно и хранящихся в разных коллекциях. Профессор Ю. Яманэ считает, что они были исполнены между 1610 и 1620 годами. В свитках есть общие черты с декором книг Сага, например в приемах печати с повторяющимися мотивами и в самом принципе живописного декора как фона, становящегося аккомпанементом каллиграфии и поэзии.

Безусловно, Коэцу при всей увлеченности хэйанской культурой не стремился к прямому повтору прошлого. Это была новая оркестровка традиционных тем, их переживание художником принципиально иной эпохи. Здесь нет и намека на архаичность, настолько эти произведения свежи, эмоциональны, наполнены живым чувством.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 12.

Известно, что в личной коллекции Коэцу имелся фрагмент свитка со стихами 11 века, который мог служить для него образцом. Но его собственные работы, выполненные совместно с Сотацу,- всегда свободная интерпретация, эхо хэйанского искусства. Сложное многоголосие поэзии, каллиграфии и живописи имеет тут печать гораздо более изощренного и индивидуализированного вкуса. Летящие, легкие и в то же время...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 13.

Главное воздействие на Сотацу и сложение его стиля со стороны Коэцу, помимо общей эстетической культуры, проявилось в специфической каллиграфичности его кисти, обладавшей гибкостью и силой. И если можно сказать, что встреча с таким художником, как Сотацу, была счастливым случаем для Коэцу, который получил возможность полного выражения своих идей и гармонии со своим искусством, то и Сотацу откры...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 1.

Несмотря на то что Сотацу (около 1600-1640) был центральной фигурой в японской живописи 17 века, сведений о его жизни почти не сохранилось. Неизвестны точные годы его рождения и смерти. Есть предположение, что фамилию Таварая носил происходивший из Канадзава человек, который распространил в Киото новый вид китайского ткачества60. Под названием Таварая в Киото первых десятилетий 17 века был широ...

далее...