Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 13.

Главное воздействие на Сотацу и сложение его стиля со стороны Коэцу, помимо общей эстетической культуры, проявилось в специфической каллиграфичности его кисти, обладавшей гибкостью и силой. И если можно сказать, что встреча с таким художником, как Сотацу, была счастливым случаем для Коэцу, который получил возможность полного выражения своих идей и гармонии со своим искусством, то и Сотацу открыл для своей живописи новые возможности в совместной работе с Коэцу. Сама их встреча, видимо, не была такой уж случайной. Известно, что они были женаты на сестрах, но их творческое содружество, безусловно, было основано не только на родственных отношениях. Хоннами Коэцу обладал истинным свойством гения - открытостью ко всему многообразию культуры прошлого и настоящего, умением брать у всех, черпать из всех источников, но при этом превращать это в свое, неповторимое и невиданное. Он считал себя последователем самого знаменитого на Дальнем Востоке китайского каллиграфа Ван Сичжи, жившего в 4 веке. Легенда говорит, что Ван Сичжи достиг своего несравненного совершенства, наблюдая движения шеи дикого гуся. Сочетание гибкости и твердости, легкости и силы считалось главным в искусстве каллиграфии, превращавшем значения иероглифических знаков в красоту линий, вызывающую эмоциональный отклик зрителя. От каллиграфии воспринял Сотацу и темповую характеристику письма кистью, когда для выразительности целого имеет значение, с какой скоростью была проведена линия или положено пятно туши, с какой степенью усиления или ослабления нажима прикасалась она к бумаге. Все это видно в свитках «Олени», «Тысяча журавлей», «Лотосы» (Национальный музей, Токио). Значение Хоннами Коэцу для художественной культуры начала 17 века трудно переоценить. Оно заключается не только в его многостороннем творчестве. Сама личность этого художника с небывалой широтой его интересов, стилем жизни, кругом общения оказывала огромное воздействие на общественное сознание современников. Его авторитет в разных сферах творчества, свойственная ему способность синтеза разных явлений, свобода от догматизма подвели японское искусство, в том числе живопись, к созданию нового стиля, наиболее полно выраженного в творчестве Сотацу и получившего впоследствии наименование школы Римпа. Трудно сказать с полной достоверностью, является ли заслугой Коэцу то, что Сотацу был свойствен высокий артистизм и тонкое понимание классической традиции. Но совместная работа с таким выдающимся художником, как Коэцу, конечно, не прошла даром для Сотацу.

Оба они в отличие от прямого цитирования прошлого, свойственного мастерам школы Тоса, считавшимся единственными хранителями древних традиций ямато-э, понимали возрождение хэйанской культуры как ее творческое переосмысление с позиций своего времени, его проблем и задач. Они дали новую жизнь вечным образам классики, восприняв и воссоздав по-своему самую суть свойственного ей художественного языка.


Обратите внимание: видео почтой

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 1.

Несмотря на то что Сотацу (около 1600-1640) был центральной фигурой в японской живописи 17 века, сведений о его жизни почти не сохранилось. Неизвестны точные годы его рождения и смерти. Есть предположение, что фамилию Таварая носил происходивший из Канадзава человек, который распространил в Киото новый вид китайского ткачества60. Под названием Таварая в Киото первых десятилетий 17 века был широ...

далее...


Обратите внимание: Заказ осаго круглосуточно онлайн, помощь по осаго ново-переделкино.

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 2.

Но если почти не сохранилось сведений о внешних событиях жизни художника, то нам открываются гораздо более важные для понимания его искусства «события» его внутренней жизни, отраженные в его произведениях. По картинам Сотацу можно судить о его художественных открытиях, о преобразовании и новом претворении опыта прошлых веков. По справедливому замечанию М. Бахтина, «творца мы видим только в его ...

далее...

Сложение и эволюция стиля Таварая Сотацу. Часть 3.

В совместных с Коэцу работах был освоен и так называемый бескостный метод живописи (моккоцу), ставший позднее важной особенностью почерка Сотацу. Как уже отмечалось, многие изображения на свитках со стихами (плющ, лотосы, журавли) не имели линейного контурного обрамления. Сотацу создавал форму только пятном, размывами цвета или туши, иногда с добавлением золотой или серебряной пудры. На таком ф...

далее...