Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 3.

Развивавшаяся в Киото декоративная живопись таких ее крупнейших представителей, как Таварая Сотацу и Огата Корин,- одно из самых значительных явлений в японском изобразительном искусстве позднего средневековья. В истории настенных росписей это был новый взлет, хоть и значительно отличавшийся от первого - в период Момояма, но и невозможный без него. Выдающиеся произведения мастеров конца 16 - начала 17 века Эйтоку, Санраку, Тохаку, хоть и не повлияли непосредственно на стилевые качества художников Римпа (так условно называют направление живописи Сотацу - Корина), оказали существенное воздействие на художественное сознание своего времени, на восприятие живописи их современниками. В период Момояма получил широкое общественное признание и занял важное место в культуре сам жанр настенной росписи. Хотя истоки его относятся еще к раннему средневековью, именно период Момояма стал не только временем возрождения жанра росписи, но и его качественной трансформации в новых исторических условиях. Как уже отмечалось, в период Момояма стилевые признаки настенных росписей определялись их задачами, связанными с внехудожественной сферой. Осознанные как таковые Кано Эйтоку, они получили определенную форму художественного выражения в его произведениях. Преобразовать ее или совершенно от нее отказаться, в сущности, не удалось ни одному из его современников. Новый этап в истории декоративной живописи был отмечен изменением ее функций и задач, что повлияло и на ее стилевые особенности. Одушевлявшим живопись Момояма идеям сильной власти, мощи, государственности искусство Камигата противостояло как более камерное, связанное с узким кругом интересов старой и новой аристократии. Лишь с расцветом творчества Сотацу оно постепенно обретало более крупный масштаб и значительность. Когда во второй четверти 17 века официально было запрещено строительство замков и обширных резиденций феодалов, главной и почти единственной формой декоративной росписи стала ширма. Но при этом гораздо большее значение приобрела работа художников-живописцев в других сферах творчества, особенно декоративно-прикладных. Началось активное влияние живописи на лаки, текстиль, керамику, и наоборот, ремесленные техники и приемы стали оказывать существенное воздействие на стилевые особенности декоративной живописи. Безусловно, изменения в искусстве 17 века были прежде всего связаны с изменением общей исторической ситуации в стране, началом формирования новой городской культуры «третьего сословия», ее отделением от официальной культуры правящей феодальной верхушки. В связи с этим не только появился принципиально новый потребитель культурных ценностей - городское сословие тёнин, формировавшееся из средних и низших слоев купечества и ремесленников. Изменился и потребитель из высших классов общества. В новой столице Эдо складывается официальное искусство токугавского режима, постепенно вырождавшееся в сухой академизм. В Киото, связанном многовековыми узами со всей культурной традицией средневековья, развивается мощное направление, ориентированное на классическое искусство периода Хэйан, с его ведущей ролью в культуре литературы, особенно поэзии.

Ункоку Тоган. Вороны на дереве сливы. Настенная роспись. Конец 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 4.

Декоративные росписи в замках и дворцах конца 16 - начала 17 века должны были в первую очередь служить прославлению хозяина, демонстрации его могущества, власти и богатства. Даже в обширных монастырских залах росписи способствовали созданию пышной праздничной обстановки для общественных ритуалов или были фоном для торжественных церемоний. Отчасти такие репрезентативные функции сохранились у про...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 5.

Если мастерам, работавшим в стилистике Момояма, были явно свойственны определенные общие признаки, то художники, условно объединяемые в школу Римпа, менее схожи между собой, как не похожи они и на своих непосредственных предшественников. Среди их работ много миниатюр, произведений, принципиально камерного характера, рассчитанных на интимное восприятие. Это росписи вееров и кимоно, альбомные лис...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 6.

Прежде чем перейти к рассмотрению произведений Сотацу, необходимо познакомиться еще с одним замечательным художником, который оказал немалое воздействие как на сложение стилевых особенностей живописи Сотацу, так и в целом на формирование его личности и мировоззрения. Хоннами Коэцу (1558- 1637) прожил долгую жизнь, большая часть которой приходится на период Момояма, но его искусство стало воплощ...

далее...