Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 7.

Коэцу считают одной из ярких личностей в истории японской художественной культуры. Он прославился прежде всего как выдающийся каллиграф - один из трех самых знаменитых каллиграфов своего времени. Именно в каллиграфии, как считают специалисты, наиболее полно проявилась художественная одаренность Коэцу, его высокий артистизм. Характер таланта Коэцу, свойственное ему , чувство красоты делали особенно близкими ему традиции хэйанской культуры с ее утонченностью и изысканностью, с ее высоко развитым эстетическим чувством, определявшим весь жизненный уклад. Творческая жизнь Коэцу в сущности была посвящена возрождению эстетических концепций Хэйана, что сыграло определенную роль как в становлении его собственного творчества, так и в формировании личности и искусства Сотацу. Обращение к хэйанской культуре в начале 17 века не было лишь только личной склонностью Коэцу, но имело и свои исторические предпосылки, и общественно-социальную подоснову. Коэцу был выходцем из среды крупных торговцев, разбогатевших первоначально на ростовщических операциях, а позднее поддерживавших свои все возраставшие доходы как заморской торговлей, так и развитием добычи золота и серебра, металлообрабатывающей и текстильной промышленности. Это были так называемые матисю, которые еще в конце 15 века благодаря своему богатству постепенно стали фактическими хозяевами Киото и сохраняли свои позиции вплоть до вторжения войск Ода Нобунага в 1568 году. К ведущим кланам матисю наряду с фамилиями Гото, Тая, Суминокура принадлежала и семья Хоннами. Как пишет авторитетный специалист по средневековой истории Японии профессор Хаясия, уже на раннем этапе консолидации матисю как социальной группы они вошли в тесные контакты с представителями старой родовой аристократии, нередко разорившимися и обедневшими, но при этом хранившими традиции старой культуры. Нечто подобное происходило и в период после утверждения сёгуната Токугава, когда были приняты законы, не только закреплявшие низшее положение купечества в социальной иерархии общества, разделенного на четыре официальных сословия (феодалы, крестьяне, ремесленники, купцы), но и всячески ограничивалась социальная активность низших сословий, а целый ряд предписаний запрещал им носить шелковую одежду, строить высокие дома и т. п. Если же слои горожан, из которых сформировалось городское сословие тёнин, создавали собственные формы культуры (такие, как театр Кабуки, жанровая живопись и гравюра, городские повести), то высшие слои купечества все более отчетливо тяготели к аристократическим формам культуры, консолидации с придворной аристократией и духовенством, видя в этом одну из форм социального протеста, противостояния официальному режиму Токугава52. Так постепенно сложилась культура художественной элиты Киото со своими пристрастиями и вкусами, имевшими мало общего с культурой третьего сословия и значительно отличавшимися и от феодальной культуры предшествующего периода. Ее самой главной особенностью было обращение к хэйанским традициям, их возрождение и культивирование.

Хасэгава Тохаку. Клён. Настенная роспись. 1592

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 8.

Немаловажным фактором общекультурной ситуации в Японии 17 века (и это также сближало ее с Хэйаном) было закрытие страны, самоизоляция, означавшая прекращение внешних контактов, отсутствие притока новых идей и новых знаний. Это способствовало тому, что взгляды просвещенных представителей японской верхушки обратились в прошлое, ко времени, когда впервые достигли высочайшего расцвета чисто национа...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 9.

Если низшие слои горожан - тёнин в начале 17 века окунулись в стихию развлечений и удовольствий «веселых кварталов», то богатство духовных сил матисю искало выхода, связанного со сферой культуры и искусства. Они нуждались в самоутверждении, в эстетическом оформлении нового бытия. Хоннами Коэцу, как отмечают все исследователи, был необычайно одарен от природы. Пройдя специальное обучение наследс...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 10.

Наиболее яркий пример - созданные Коэцу произведения из лака. Нет документальных данных о том, что он сам изготовлял свои знаменитые тушечницы, возможно, что их делали по его проектам его друзья-ремесленники. Но то, что Коэцу до тонкостей знал это ремесло, все стадии изготовления предмета и разнообразные техники нанесения орнамента, представляется несомненным. Его знаменитая тушечница с изображ...

далее...