Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 9.

Если низшие слои горожан - тёнин в начале 17 века окунулись в стихию развлечений и удовольствий «веселых кварталов», то богатство духовных сил матисю искало выхода, связанного со сферой культуры и искусства. Они нуждались в самоутверждении, в эстетическом оформлении нового бытия. Хоннами Коэцу, как отмечают все исследователи, был необычайно одарен от природы. Пройдя специальное обучение наследственной профессии только в отношении изготовления мечей и оценки их боевых качеств, он во всех других сферах деятельности считал себя дилетантом и отчасти был им. Это означало отсутствие обученности, принадлежности к каким-либо официальным школам или направлениям (наподобие школы Кано в живописи) и, следовательно, причастности к определенной системе канонов и установлений, нормам образности и средств выразительности. Отсюда его необычайная свобода и раскованность, проявлявшиеся во всех видах творческой деятельности. Так, вместе со своим другом и учеником Суминокура Соан, владельцем типографии Сага, Коэцу предпринял издание ряда классических произведений хэйанской литературы, в том числе «Исэ моногатари», текстов пьес театра Но и др. Эти книги, так называемые Сага-бон, были напечатаны на специальной бумаге и оформлены Коэцу, которому принадлежала и великолепная каллиграфия, воспроизведенная ксилографическим способом53. Напечатанные в малом количестве экземпляров, книги Сага предназначались для элиты Киото, но стремление Коэцу в декоре книг, каллиграфии шрифта, изысканности орнаментированной бумаги и роскоши переплетов передать самый дух классического искусства Хэйана, приблизить его к своему времени, имел большое общекультурное значение.

Для Коэцу увлечение хэйанской литературой, в особенности поэзией, означало погружение в мир ее образности, слияние с ним и в жизни и в искусстве. Строки классических стихов одушевляли все его творчество, привнося в него поэтическое начало, которое как бы преобразовывало само мышление художника, влияя не столько на темы и сюжеты его произведений, сколько на их образный смысл и поиск формы выражения этого смысла.

Хасэгава Кюдзо. Цветущая вишня. Настенная роспись. 1592

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 10.

Наиболее яркий пример - созданные Коэцу произведения из лака. Нет документальных данных о том, что он сам изготовлял свои знаменитые тушечницы, возможно, что их делали по его проектам его друзья-ремесленники. Но то, что Коэцу до тонкостей знал это ремесло, все стадии изготовления предмета и разнообразные техники нанесения орнамента, представляется несомненным. Его знаменитая тушечница с изображ...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 11.

В настоящее время в разных музеях мира и в частных коллекциях хранится значительное число произведений Коэцу. Это главным образом горизонтальные свитки или отдельные листы - сикиси со строчками стихов из антологий классической поэзии на фоне изображений летящих птиц, цветов лотоса, глициний и т. п. Долгое время не было единого мнения относительно того, принадлежала ли живопись, как и каллиграфи...

далее...

Сложение нового стиля в декоративной живописи 17 века. Хоннами Коэцу. Часть 12.

Известно, что в личной коллекции Коэцу имелся фрагмент свитка со стихами 11 века, который мог служить для него образцом. Но его собственные работы, выполненные совместно с Сотацу,- всегда свободная интерпретация, эхо хэйанского искусства. Сложное многоголосие поэзии, каллиграфии и живописи имеет тут печать гораздо более изощренного и индивидуализированного вкуса. Летящие, легкие и в то же время...

далее...