Смысловая роль цвета в свитках «Гэндзи»

А. Сопер пишет также о смысловой роли цвета в свитках «Гэндзи», имеющего главным образом не изобразительные, а выразительные функции. Цвет, как и линейный ритм, служит организации движения взгляда зрителя, последовательности восприятия всей композиции, а следовательно, постижения ее внутреннего смысла, который передается через соотношение различных живописных элементов. Пространственное построение свитков при всем их различии основано на принципе погружения взгляда и условного совмещения таким образом точки зрения как бы извне и изнутри. Только это и позволяет подойти к возможности соприкосновения с внутренним миром героев, сделать его смысловым центром произведения.

Однако нельзя забывать и о том, что хэйанский художник как представитель совершенно определенной культуры с ярко выраженной эстетической направленностью не мог не обращать самого пристального внимания на красоту своего произведения, на чисто эстетическую организацию поверхности картины. Культ красоты, стремление найти во всех без исключения проявлениях материального и духовного мира свойственное им очарование (аварэ) было важнейшим элементом мироощущения представителей хэйанского общества. Картина должна доставлять наслаждение, независимо от того, насколько печально или даже драматично ее содержание. Роль цвета здесь не только эмоциональная, он принадлежит самой поверхности картины, создавая ее красоту и определяя возможность наслаждаться ею. Эта особенность влияла на стилевые качества хэйанской живописи, на изобразительный метод художника. Объектом воспроизведения для художника была не просто жизнь его современников, но уже преображенная литературой, поэзией, и формы этого преображения сказывались на всей его работе. Как уже отмечалось, даже соотношение картины с текстом не было непосредственным, но как бы пропущенным сквозь сложную призму мировосприятия и самого художника и автора романа с его собственной системой канонизированных приемов и стилевых признаков. Всё это влияло на сложение особенностей ямато-э, которые в измененном виде сохранялись в поздней живописи 17—18 веков, что и является наиболее важным для нашей темы. Свитки «Гэндзи моногатари» можно считать одними из самых выдающихся произведений ямато-э, но далеко не единственным выражением ее стиля. В произведениях 12—13 веков элемент повествовательности усиливается, отчего структура образа видоизменяется. Символика цвета или повышенное семантическое значение колористического решения картины начинают соседствовать, а иногда и уступать место тушевой линии как главному средству выражения. Необыкновенная свобода владения линией отличает такой памятник средневековой живописи, как «Карикатуры животных» первой половины 12 века (Кодзадзи, Киото), приписываемый Тоба Содзё. А свитки «Легенды храма горы Сиги» второй половины 12 века (Тёгосонсидзи, Нара) позволяют утверждать, что диапазон стилевых свойств ямато-э был весьма широк и наряду с системой средств выразительности, применявшихся автором свитков «Гэндзи моногатари», существовала и другая система, преобладающее значение в которой принадлежало линии.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие декоративной живописи

Для развития декоративной живописи 17—18 веков стилевое направление Фудзивара Такаёси оказалось наиболее важным и оказало самое сильное воздействие. Эту систему условно можно определить как декоративно-поэтическую. Зато традиция, в основе изобразительного языка которой лежала динамическая линия, сыграла свою важную историческую роль в 13—14 веках, когда постепенно стали возобновляться связи с к...

далее...

Монохромная пейзажная живопись

Особенностью развития ранней монохромности живописи в Японии (с конца 12 века) было то, что из Китая были завезены готовые образцы пейзажа шань-шуй как канонической системы, которую оставалось только усвоить и освоить. Первыми очагами распространения монохромной пейзажной живописи стали буддийские монастыри секты дзэн, а первыми художниками были дзэнские монахи, практиковавшие наряду с пейзажем...

далее...

Творчество Сэссю - воплощение системы сан суй на японской почве

Утверждение стереотипа пейзажной композиции на канонический сюжет связано с именами художников начала 15 века — Минтё и Сюбуна (работал в 1430— 1460-х), а наиболее полным воплощением системы сан суй на японской почве было творчество Сэссю (1420—1506). Направление, созданное Сюбуном, было выражением главной стилевой тенденции в Академии живописи сёгунов Асикага. Помимо свитков, им был создан цел...

далее...