Творчество Сэссю - воплощение системы сан суй на японской почве

Утверждение стереотипа пейзажной композиции на канонический сюжет связано с именами художников начала 15 века — Минтё и Сюбуна (работал в 1430— 1460-х), а наиболее полным воплощением системы сан суй на японской почве было творчество Сэссю (1420—1506). Направление, созданное Сюбуном, было выражением главной стилевой тенденции в Академии живописи сёгунов Асикага. Помимо свитков, им был создан целый ряд пейзажных росписей на ширмах и фусума. Некоторые из них на канонический китайский сюжет «Восемь видов рек Сяо и Сян», некоторые — по мотивам четырех времен года (как, например, приписываемая Сюбуну шестистворчатая ширма из собрания Художественного музея в Кливленде). По сравнению с пейзажным свитком сан суй такая ширма имеет целый ряд особенностей. Основная задача ориентированного по вертикали свитка состояла в передаче как можно более далекого пространства, беспредельной воздушной среды, в которую были погружены все предметы и частью которого должен был ощутить себя зритель, стремящийся к постижению истины мироздания. В таком пейзаже сама плоскость картины как бы отрицается, уничтожается. Стоящая на полу ширма (или перегородка между помещениями), несущая роспись, в силу своей архитектурной природы сохраняет вещественность, материальность предмета. Художник не может не ощущать этого, не может не считаться с этим. Разворачивая на всех створках ширмы единую композицию, он создает горизонтально ориентированное пространство, композиционно замыкает его сверху и снизу и тем самым уплощает, делает гораздо менее глубоким. Хотя на всех створках ширмы Сюбуна мы видим традиционные элементы китайского пейзажа, исполненные по классическим канонам, но, лишенные безбрежной пространственной среды, они теряют возвышенную духовность, приобретают значение сценической условности.

Некоторые новые черты можно отметить и в ширмах самого Сэссю по сравнению с его пейзажными свитками. Знаменательно, что на ширмах этих написаны не пейзажи, а композиции «цветы — птицы». Пара шестистворчатых ширм (коллекция Косака, Токио) может трактоваться как вариант сюжета сезонов года: на одной из ширм написана зимняя сцена с заснеженным берегом и белым склоном горы, образующей фон; на другой — летняя сцена с сосной, журавлями, цветами лотоса. Строя единую композицию на всех шести створках ширмы, Сэссю сильно укрупняет формы переднего плана, добиваясь впечатления их приближенности, весомости. Выписывая стволы, скалы, ветви деревьев приемами монохромной живописи, он при этом вводит цвет не столько для большего правдоподобия, сколько декоративного эффекта. По сравнению с его пейзажами сама линия и тушевое пятно приобретают качества декоративные, вступая в орнаментально-ритмическое взаимодействие на плоскости картины.

Сознательное стремление Сэссю к декоративному эффекту можно увидеть и в произвольном увеличении и уменьшении отдельных элементов композиции в соответствии с вертикальными секциями стоящей ширмы, что принципиально отлично от трактовки таких же элементов — скал, деревьев и т. п.— в дзэнских свитках, направленных на решение совершенно иных задач. Так, уже у Сэссю обращение к росписи ширмы с ее декоративными функциями повлияло на изменение акцентов в использовании выразительных средств живописи.


Обратите внимание: бронированные двери - надёжная защита дома

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


развитие японской живописи в 16 веке

Все отмеченные явления свидетельствуют о сложных процессах, намечавшихся в японской живописи на рубеже 15—16 столетий. Одновременное существование двух разных художественных систем — традиционной японской (ямато-э или школы Тоса) и китайской (канга, представленной главным образом в монохромной живописи тушью) — продолжалось уже на протяжении нескольких столетий. В условиях постепенной секуляриз...

далее...


Обратите внимание: commercial refrigeration

Сложение художественных принципов школ Кано и Тоса

Бытующее в японском искусствознании понятие «школа Кано» может быть принято с большой долей условности и требует уточнения. Это скорее своеобразная династия потомственных мастеров (не всегда имевших кровные родственные связи), служивших сначала при дворе сёгунов Асикага, затем военных диктаторов Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, наконец, у сёгунов Токугава. Основатели школы Кано Масанобу (1434—15...

далее...


Обратите внимание: Быстро и недорого купить приправы оптом вы можете с помощью сайта "Эдельвейс".

Росписи в храме Рэйунин

Наиболее ясное представление о стиле Кано Мотонобу могут дать росписи в храме Рэйунин (Мёсиндзи, Киото), выполненные в 1543—1549 годах. Хотя в разных помещениях он брал за образец произведения одного из китайских классиков (Ся Гуя, My Ци, Юй Цзяня), что само по себе было традиционно для живописи Дальнего Востока, но сохранял при этом собственную стилевую программу. В композиции с журавлем и вод...

далее...


Обратите внимание: рулетка кс го от 1 рубля