Употребление цвета в работах художников Тоса

По сравнению с росписями мастеров школы Кано работы художников Тоса обладают целым рядом особенностей. Самое главное их различие в употреблении цвета и его роли в произведении.

Первые мастера Кано если и применяли легкую подцветку в своих росписях, выполненных главным образом тушью, то она всегда выявляла реальную окраску предмета. Еще у Сэссю в упоминавшихся ширмах «Цветы и птицы» цвет служил лишь добавлением, его роль была второстепенна, и положен он всегда внутри тушевого контура. Как и в его пейзажах, цвет чаще всего размытый, легкий (зелень растений), и только красный - интенсивный, почти локальный (цветы камелии, окраска головы журавля). Сходное использование цвета можно видеть и в произведениях Кано Мотонобу, в частности в его росписях в Рэйун-ин (Мёсиндзи, Киото), где блеклый, размытый цвет приближен к общей тональности тушевой живописи.

В работах мастеров школы Тоса, напротив, цвет, как уже отмечалось, открытый, интенсивный, являющийся существенной частью семантики произведения. Поэтому и применение его ориентировано не на реальную окраску предметов, а на внутренние закономерности картины, задачи наиболее полного выражения смысла через декоративную организацию плоскости, ее ритмо-цветовой упорядоченности. В художественной системе Тоса цвет - главное средство выразительности, тогда как у мастеров Кано на первом месте линия и тушевое пятно с градациями тона, что служит и передаче объема и передаче пространства.

Мост Удзи. Роспись ширм. Правая ширма. 16 в.

Мост Удзи. Роспись ширм. Правая ширма. 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Отличие и общие черты школ Кано и Тоса

Наконец, можно говорить еще об одном важном отличии двух живописных систем. В работах художников Кано при всех декоративных качествах их росписей всегда есть намек на точку зрения, на то, что зритель может смотреть на картину извне, со стороны, подобно тому, как он смотрит на природный ландшафт. При всей условности композиции и ее отдельных элементов, сформированных в системе китайской классиче...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 1.

Несмотря на то что девяносто процентов произведений, созданных Кано Эйтоку, не сохранилось, имя его в истории японской живописи считается одним из самых значительных, а его место в ней - одним из самых почетных. В школе мастеров Кано, существовавшей на протяжении четырех столетий, Эйтоку был самым крупным новатором, создателем стиля живописи, определявшего лицо недолгого, но бурного и полного в...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 2.

Именно в этих конкретных условиях и появилось искусство Кано Эйтоку. Будучи поставлено на службу новой власти - власти военных диктаторов и объединителей страны с ее прогрессивной исторической направленностью, оно было призвано эту власть возвеличивать, создавать визуальные символы мощи, силы, богатства. Инспирированное этим, оно само наполнялось величием, пережившим на много веков те силы, кот...

далее...