Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 1.

Несмотря на то что девяносто процентов произведений, созданных Кано Эйтоку, не сохранилось, имя его в истории японской живописи считается одним из самых значительных, а его место в ней - одним из самых почетных. В школе мастеров Кано, существовавшей на протяжении четырех столетий, Эйтоку был самым крупным новатором, создателем стиля живописи, определявшего лицо недолгого, но бурного и полного важнейших исторических событий периода Момояма. Это был стиль, отвечавший своему времени, изменившимся социальным условиям, требованиям нового заказчика и потребителя.

Главная особенность существования искусства в период Момояма в отличие от предшествующих столетий - это его тесная связь с общественной жизнью и государственной властью, что проявилось в изменении его функций, а следовательно, стилистики и структуры образности. Монохромная живопись периода Муромати создавалась главным образом в монастырях, и даже помещенный в интерьере дворца свиток живописи по функции был сходен с аналогичным произведением в монастыре или храме. Появление черт декоративности в росписях на ширмах 15 века происходило внутри художественной системы, сформировавшейся на основе китайских прообразов и не влиявших до поры до времени на изменение самой этой системы.

Следует подчеркнуть также такую важнейшую особенность монохромной живописи периода Муромати, как развитие ее в общерегиональных традициях. В настенных росписях второй половины 16 столетия наблюдался переход от решения общеэстетических и философско-этических проблем к конкретно-социальным, от общерегиональных форм к этнически определенным и самобытным. Искусство впервые было ориентировано на жизненные проблемы своего времени и своей страны, хотя мировоззренческие установки, свойственные средневековому сознанию, и способы их интерпретации, иконографические основы живописи, несомненно, сохранились и полностью не могли измениться. На этой основе и формировался новый стиль росписей, имевший теперь более конкретную историческую основу и потому более чутко реагировавший на изменение общественно-социальных условий, которые получили отражение в свойственных этому искусству формах. Если произведения Сэссю можно трактовать как индивидуальную трансформацию общерегиональных художественных концепций, то в творчестве Кано Эйтоку выражались потребности японского общества определенной исторической эпохи.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 2.

Именно в этих конкретных условиях и появилось искусство Кано Эйтоку. Будучи поставлено на службу новой власти - власти военных диктаторов и объединителей страны с ее прогрессивной исторической направленностью, оно было призвано эту власть возвеличивать, создавать визуальные символы мощи, силы, богатства. Инспирированное этим, оно само наполнялось величием, пережившим на много веков те силы, кот...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 3.

Благодаря счастливой возможности видеть полностью сохранившийся в Дзюко-ин цикл росписей «Пейзаж с цветами и птицами» мы можем как бы присутствовать в момент рождения этой новой живописной системы, нового стиля, определившего направление японской декоративной живописи на следующие столетия. Тут уже наметились пути к созданию композиционной модели, стилеобразующее значение которой определилось в...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 4.

Этой работе молодого Эйтоку уже присущи качества, которые стали определяющими для его творчества, в том числе композиционное и ритмическое построения росписи, смелость энергичного мазка, передающего крупные формы, и большая свежесть в передаче деталей. Уже здесь заметен и такой прием Эйтоку, как соединение основной ведущей темы с целым рядом побочных, дополнительных тем, решенных в ином ритме и...

далее...