Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 10.

Подобная трактовка соответствовала их назначению и требованиям такого заказчика, как Тоётоми Хидэёси. Известно, например, что огромное число ширм было им заказано для торжественного шествия по случаю императорского визита во дворец Дзюракудай. Ширмы должны были ограждать по обе стороны дорогу, по которой будет двигаться процессия37. Ширмы на различные сюжеты использовались во время многочисленных торжественных приемов, и то, в какой именно роли стремился предстать перед своими вассалами правитель, определяло и выбор сюжета ширм. Неуемной энергии, предприимчивости и темпераменту Хидэёси, видимо, было близко искусство Кано Эйтоку, также наполненное силой и внутренним напряжением. Когда Хидэёси задумал украсить росписями свой самый грандиозный замок в Осака, включавший, помимо многочисленных башен, дворцовые помещения, он пригласил для этого Кано Эйтоку с его помощниками, так же, как для росписей во дворце Дзюракудай в Киото38. Видимо, художник не мог выдержать того огромного напряжения, которого требовали эти и многие другие, одновременно выполнявшиеся работы, и он неожиданно умер в возрасте 47 лет. Судьба его художественного наследия оказалась не менее трагической. Погибли все росписи не только в замке Адзути, но и во всех других дворцах и замках, где он работал. Однако стиль, созданный Эйтоку, настолько отвечал своему времени и настолько полно воплощал его, что распространился и среди учеников и последователей мастера, членов семьи Кано, и захватил практически всех художников, работавших над росписями в конце 16 и в первые годы 17 столетия. Эхо стиля Эйтоку постоянно ощущалось в произведениях художников школы Хасэгава и ряда других. Без творчества Кано Эйтоку было бы невозможно появление таких корифеев декоративной живописи следующего столетия, как Сотацу и Корин.

Трудно переоценить значение творчества Кано Эйтоку для своего времени и для последующего развития японской настенной живописи. Впервые в истории японского искусства Эйтоку и работавшие с ним мастера стали покрывать живописью такие огромные поверхности стен и создавать такое большое количество произведений. Необычны были и масштабы работ и их темпы, что потребовало существенного преобразования самого организационного метода, выработки новых приемов письма и композиции. В этом и состояла историческая миссия Кано Эйтоку, разработавшего принципы единой композиции на больших горизонтальных поверхностях, создавшего собственную художественную систему росписи, основанную на укрупнении форм, отказе от мелких деталей, использовании сильной энергичной линии для передачи не только силуэта и объема, но и динамики форм. Безусловно, все эти особенности соответствовали не только новым задачам искусства в определенный исторический период, но и собственному темпераменту художника, его внутренним потенциальным возможностям. Последнее обстоятельство особенно очевидно при сравнении с произведениями Эйтоку работ его последователей и учеников, самыми значительными среди которых были его старший сын Кано Мицунобу (1561/65-1602/08) и ближайший ученик, ставший его приемным сыном Кано Санраку (1559-1635). Оба они начинали свою деятельность под руководством Эйтоку и рядом с ним, участвуя в создании циклов росписей в замках и дворцах Хидэёси. После смерти Эйтоку Кано Мицунобу продолжал работу над теми росписями, которые не успел закончить его отец. К нему же перешли и многие заказы, полученные еще Эйтоку.

Кано Эйтоку (?). Орел на сосне. Роспись ширмы. Деталь. Конец 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 1.

Среди сохранившихся росписей авторство Кано Мицунобу наиболее достоверно подтверждается в отношении храма Кангаку-ин в монастыре Ондзёдзи (префектура Сига) 1600 года, ряда росписей в мемориальном храме семьи Тоётоми в Кодайдзи (Киото), а также в островном святилище Цукубусума на озере Бива. Ширмы и фусума в Кодайдзи датируются 1605-1606 годами, росписи в Цукубусума, видимо, совпадают по времени...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 2.

Постепенное изменение социальных условий в стране с приходом к власти сёгунов Токугава, стабилизация экономической и политической жизни, целый ряд ограничений в социальной сфере, в том числе запрет на строительство замков, - все это довольно скоро отразилось и в культуре, ее общей направленности. Все более заметные изменения начинают ощущаться и в живописи, ее стиле, особенно в настенных роспис...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 3.

Среди работ Санраку можно найти гораздо больше, чем у Мицунобу, таких, в которых как бы слышится эхо монументального стиля его учителя Кано Эйтоку. Таковы исполненные монохромной тушью фусума в Дайкакудзи с изображением орла на сосне. Не только сам мотив заставляет вспомнить приписываемые Эйтоку ширмы, но и трактовка его с подчеркнутой монументализацией всех форм, исполненных энергичной кистью,...

далее...