Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 2.

Именно в этих конкретных условиях и появилось искусство Кано Эйтоку. Будучи поставлено на службу новой власти - власти военных диктаторов и объединителей страны с ее прогрессивной исторической направленностью, оно было призвано эту власть возвеличивать, создавать визуальные символы мощи, силы, богатства. Инспирированное этим, оно само наполнялось величием, пережившим на много веков те силы, которые послужили стимулом для его образов. Важно подчеркнуть, что в период Момояма искусство стало частью общественно-социальной структуры, оказывавшей воздействие как на формирование определенного художественного стиля, так и на его изменения. В отличие от прошлых веков теперь светские росписи в замках и дворцах стали моделью для росписей монастырских, где они главным образом и сохранились.

Принципиально новые задачи живописи стали очевидны с началом строительства укрепленных замков, служивших резиденциями правителей страны и наиболее могущественных феодальных князей - даймё. Утверждение власти, богатства для чего именно на местах «пустого» фона он размещает пятна, исполненные тушью с примесью золотой пудры, имитирующие туманную дымку классических свитков, но выполняющую прямо противоположную функцию. Уплощение пространства росписи было не только главным шагом в сторону усиления ее декоративных свойств, но потребовало и изменений в традиционных приемах композиции, размещения объемов, их связей совершенно иного свойства; условно говоря, в направлении, не перпендикулярном плоскости стены, то есть от переднего плана через средний к дальнему, как в классическом пейзаже с воздушной перспективой, а, наоборот, в направлении, параллельном ей, с малой, чаще всего неопределенной глубиной, временами почти совпадающей с плоскостью картины. Но в рамках этой основной тенденции художник должен был избегать статичности и плоскостной орнаментальности форм, сохраняя впечатление объемности стволов деревьев, тел животных и птиц, свободного расположения ветвей, цветов и листьев. Ему требовались новые живописные приемы для передачи связей изображаемых предметов, их движения и жизни. Иными словами, возникала потребность в новой живописной системе, для чего необходимо было переосмысление традиционных композиционных приемов, принципов построения пространства и объема с помощью линии и цвета. Первые шаги в этом направлении уже были сделаны его дедом, но окончательное решение этой исторической задачи выпало на долю Кано Эйтоку.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 3.

Благодаря счастливой возможности видеть полностью сохранившийся в Дзюко-ин цикл росписей «Пейзаж с цветами и птицами» мы можем как бы присутствовать в момент рождения этой новой живописной системы, нового стиля, определившего направление японской декоративной живописи на следующие столетия. Тут уже наметились пути к созданию композиционной модели, стилеобразующее значение которой определилось в...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 4.

Этой работе молодого Эйтоку уже присущи качества, которые стали определяющими для его творчества, в том числе композиционное и ритмическое построения росписи, смелость энергичного мазка, передающего крупные формы, и большая свежесть в передаче деталей. Уже здесь заметен и такой прием Эйтоку, как соединение основной ведущей темы с целым рядом побочных, дополнительных тем, решенных в ином ритме и...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 5.

Эйтоку, скорее всего, был увлечен работой, небывалой по масштабам и размаху. Но самое главное - у художника создавалась теперь возможность нового подхода к решению проблемы живописного произведения в архитектурном пространстве.

Владелец замка выдвигал требование тотального декора, что соответствовало его цели создать совершенно новый образ власти - нетрадиционной по своему происхождению (ибо...

далее...