Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 3.

Благодаря счастливой возможности видеть полностью сохранившийся в Дзюко-ин цикл росписей «Пейзаж с цветами и птицами» мы можем как бы присутствовать в момент рождения этой новой живописной системы, нового стиля, определившего направление японской декоративной живописи на следующие столетия. Тут уже наметились пути к созданию композиционной модели, стилеобразующее значение которой определилось в последующих произведениях Эйтоку. Это не менее заметно в тех частях росписи, где художник следует традиционной трактовке образов (гуси в камышах в части с осенним мотивом или журавль, в изображении зимы - тут он особенно близок Мотонобу, хотя и отличается от него) и создает собственную вариацию канонического мотива. Наиболее плодотворной оказалась разработка весеннего сюжета с могучим стволом дерева сливы, на ветвях которого уже распустились первые цветы. Толстый изогнутый ствол имеется и в зимнем мотиве, но поскольку там роспись располагается на двух стенах, северной и западной, Эйтоку дважды повторил изображение дерева с журавлем, разделив сюжет на самостоятельные эпизоды. В мотиве весны старый узловатый ствол, верхняя часть которого срезана краем картины, расположен на двух панелях, а ветки и побеги протянулись над волнами потока дальше на третью и четвертую панели, организуя движение взгляда справа налево. Самый изгиб ствола способствует началу такого движения, а моделировка объема, выполненная широкими, энергичными ударами кисти, усиливает динамичность формы и одновременно создает впечатление пространства, разворачивающегося вдоль плоскости картины, что усиливается и подхватывается изображением волн потока и плывущими утками. Летящая над волнами птица и верхушки деревьев, как бы выглядывающих из полосы тумана, создают ощущение пространства, но сам туман передается не размывами туши, как в классическом пейзаже, а пятнами золотой пудры, что, как уже отмечалось, уменьшает глубину, и все изображение оказывается заключенным между скалами, намечающими передний план, и этой неопределенной далью. Таким образом, общая композиция и проработка деталей служат тому, что сюжет разворачивается в пространстве, параллельном плоскости картины. Это и соответствовало, видимо, замыслу художника. Весенний мотив на восточной стене задавал энергичный ритм движения взгляду зрителя, вёл его далее на длинную северную стену, где этот ритм менялся в соответствии с мотивом, постепенно замедляясь, и, наконец, происходило торможение движения на западной стене с зимним мотивом.

Кано Эйтоку. Пейзаж с цветами и птицами. Настенная роспись. Общий вид в интерьере. 1566

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 4.

Этой работе молодого Эйтоку уже присущи качества, которые стали определяющими для его творчества, в том числе композиционное и ритмическое построения росписи, смелость энергичного мазка, передающего крупные формы, и большая свежесть в передаче деталей. Уже здесь заметен и такой прием Эйтоку, как соединение основной ведущей темы с целым рядом побочных, дополнительных тем, решенных в ином ритме и...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 5.

Эйтоку, скорее всего, был увлечен работой, небывалой по масштабам и размаху. Но самое главное - у художника создавалась теперь возможность нового подхода к решению проблемы живописного произведения в архитектурном пространстве.

Владелец замка выдвигал требование тотального декора, что соответствовало его цели создать совершенно новый образ власти - нетрадиционной по своему происхождению (ибо...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 6.

Видимо, Ода Нобунага торопил художников с окончанием работ, и Эйтоку вынужден был, приспосабливаясь к условиям, не только использовать многочисленных помощников (это делал, как известно, еще Кано Мотонобу), но выработать и новую манеру письма, использования цвета, а главное - создания особого типа композиции росписи. Быстрая, энергичная работа кистью скорее всего соответствовала и темпераменту ...

далее...