Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 4.

Этой работе молодого Эйтоку уже присущи качества, которые стали определяющими для его творчества, в том числе композиционное и ритмическое построения росписи, смелость энергичного мазка, передающего крупные формы, и большая свежесть в передаче деталей. Уже здесь заметен и такой прием Эйтоку, как соединение основной ведущей темы с целым рядом побочных, дополнительных тем, решенных в ином ритме и иными пластическими средствами, чем главная тема. Стремление уменьшить пространство росписи и свести к минимуму дальний и даже средний план повышало самодовлеющую декоративную значительность живописной поверхности, делало ее важным компонентом художественного образа.

Новые качества росписей Эйтоку становятся еще более очевидными при сравнении с выполнявшимися одновременно произведениями его отца Кано Сёэй в соседних помещениях Дзюко-ин. Последние кажутся несколько вялыми, лишенными четкой внутренней структуры в композиции, несмотря на свойственное мастерам Кано высокое профессиональное мастерство, проявляющееся в живописи отдельных деталей пейзажа или в изображении животных. В 1576 году военный диктатор Японии Ода Нобунага закончил возведение своего замка Адзути на берегу озера Бива. Грандиозный по размерам26, с семиэтажной башней в центре, стоявший на основании из колоссальных каменных блоков и окруженный укрепленными стенами, замок был предназначен не только для защиты от огнестрельного оружия, впервые завезенного в Японию португальцами в 40-х годах 16 века, но должен был олицетворять силу и могущество нового правителя, подчинившего себе более половины страны. Главная задача Нобунага состояла в том, чтобы создать нечто невиданное, поразить воображение современников, как собственных вассалов, так и европейцев. Особенностью башни в замке Адзути было то, что в ней имелось множество приемных комнат, хотя в расположенном рядом с ней дворце также были и официальные и частные покои. В самой большой комнате на втором этаже, по свидетельству Ота Гюити, имелась роспись на фусума с изображением цветущего дерева сливы27. Внутреннее убранство замка должно было поражать не меньше, чем его внешний вид. Главными в декоре интерьеров должны были стать настенные росписи. Для выполнения их и был приглашен Кано Эйтоку, который работал в течение трех лет (с 1576 по 1579 год) с большой бригадой помощников и несколькими художниками семьи Кано.

Кано Эйтоку. Пейзаж с цветами и птицами. Настенная роспись. Деталь. 1566

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 5.

Эйтоку, скорее всего, был увлечен работой, небывалой по масштабам и размаху. Но самое главное - у художника создавалась теперь возможность нового подхода к решению проблемы живописного произведения в архитектурном пространстве.

Владелец замка выдвигал требование тотального декора, что соответствовало его цели создать совершенно новый образ власти - нетрадиционной по своему происхождению (ибо...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 6.

Видимо, Ода Нобунага торопил художников с окончанием работ, и Эйтоку вынужден был, приспосабливаясь к условиям, не только использовать многочисленных помощников (это делал, как известно, еще Кано Мотонобу), но выработать и новую манеру письма, использования цвета, а главное - создания особого типа композиции росписи. Быстрая, энергичная работа кистью скорее всего соответствовала и темпераменту ...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 7.

Существует предположение, что частью настенной росписи было изображение кипариса, существующее в настоящее время в виде восьмистворчатой ширмы (Национальный музей, Токио) и приписываемой Эйтоку на основании стилевых признаков33. Возможно, что первоначальная композиция была уменьшена и нарушена при переносе с фусума на ширму. Тем не менее это одно из немногих произведений, дающих возможность суд...

далее...