Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 5.

Эйтоку, скорее всего, был увлечен работой, небывалой по масштабам и размаху. Но самое главное - у художника создавалась теперь возможность нового подхода к решению проблемы живописного произведения в архитектурном пространстве.

Владелец замка выдвигал требование тотального декора, что соответствовало его цели создать совершенно новый образ власти - нетрадиционной по своему происхождению (ибо Нобунага, как известно, узурпировал власть) и потому ориентированный на необычность, чрезмерность, сверхбогатство. Но для Кано Эйтоку с его темпераментом и размахом работа в Адзути открывала невиданные перспективы. Результатом его титанических усилий было создание новой художественной концепции настенной росписи.

Видимо, Эйтоку принадлежал общий замысел размещения росписей и, может быть, некоторое число композиций в наиболее ответственных помещениях башни и дворца. Остальные росписи выполнялись под его наблюдением и руководством его помощниками.

Еще до полного завершения работ Ода Нобунага устроил прием, во время которого показывал гостям великолепные росписи по золотому фону. Они производили огромное впечатление не только техникой исполнения30, но масштабами и манерой письма. Известно, что Ода Нобунага очень гордился своим замком и даже приказал изобразить его на ширмах, которые были им подарены португальским миссионерам и позже отправлены в Европу31. Кано Эйтоку был щедро награжден. Ода Нобунага пожаловал ему почетный титул и постоянный рисовый паек в 300 коку, который обычно получали самураи, вассалы феодальных князей - даймё.

Кано Эйтоку. Пейзаж с цветами и птицами. Настенная роспись. Деталь. 1566

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 6.

Видимо, Ода Нобунага торопил художников с окончанием работ, и Эйтоку вынужден был, приспосабливаясь к условиям, не только использовать многочисленных помощников (это делал, как известно, еще Кано Мотонобу), но выработать и новую манеру письма, использования цвета, а главное - создания особого типа композиции росписи. Быстрая, энергичная работа кистью скорее всего соответствовала и темпераменту ...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 7.

Существует предположение, что частью настенной росписи было изображение кипариса, существующее в настоящее время в виде восьмистворчатой ширмы (Национальный музей, Токио) и приписываемой Эйтоку на основании стилевых признаков33. Возможно, что первоначальная композиция была уменьшена и нарушена при переносе с фусума на ширму. Тем не менее это одно из немногих произведений, дающих возможность суд...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 8.

Но, пожалуй, наиболее полное представление об особенностях живописного почерка Кано Эйтоку, его темпераменте художника, экспрессии его кисти и внутренней динамике его форм может дать грандиозная по размерам шестистворчатая ширма «Китайские львы» (ее высота 2 м 25 см, при ширине 4 м 59 см; Коллекция императорского дома, Токио). Есть предположение, что это одна из пары созданных художником ширм, ...

далее...