Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 6.

Видимо, Ода Нобунага торопил художников с окончанием работ, и Эйтоку вынужден был, приспосабливаясь к условиям, не только использовать многочисленных помощников (это делал, как известно, еще Кано Мотонобу), но выработать и новую манеру письма, использования цвета, а главное - создания особого типа композиции росписи. Быстрая, энергичная работа кистью скорее всего соответствовала и темпераменту Эйтоку и его художественным идеалам, о которых можно судить по его ранним работам. В росписях Адзути он встал на путь укрупнения форм, отказа от мелких деталей. Известно, что он использовал очень толстую кисть из рисовой соломы, с помощью которой делал первый набросок композиции, общую ее схему, а затем помощники, специализировавшиеся по написанию отдельных сюжетов (цветы, деревья, птицы, животные и др.), исполняли конкретные детали. Сама методика работы заставляла Эйтоку прибегать к лаконичному художественному языку и приспосабливать традиционные приемы для решения новых задач. Скорее всего сам мастер намечал распределение золотой фольги и основных пигментов. При завершении работы он опять возвращался к ней и исполнял окончательные линии контуров, моделировку основных объемов, создававших ощущение динамики, внутренней напряженности композиции. Весь процесс, называемый каки-окоси, описан в документах того времени32.

Росписи воздействовали не столько каждая в отдельности, но все вместе, поражая невиданным великолепием, блеском золота и ярких красок. Главная задача Кано Эйтоку состояла в том, чтобы найти новые художественные формы для выражения идей силы и богатства, создать визуальные символы - легко читаемые (и следовательно, опирающиеся на традиции) и в то же время небывалые прежде, грандиозные по масштабам. Ясно, что именно при работе над росписями замка Адзути отдельные стилевые признаки, уже заметные в фусума Дзюко-ин, стали складываться у Эйтоку в целостную систему. Определилась взаимосвязанность этих признаков и их взаимообусловленность. При новых требованиях традиционная иконография должна была претерпеть существенные трансформации, а ее отдельные мотивы получить новый смысл. Поскольку Ода Нобунага активно выступал против буддийских монастырей, противодействовавших его политике объединения страны, то естественно, что традиционные буддийские сюжеты занимали минимальное место в росписях. Их вытеснили изображения персонажей конфуцианских притч, прославлявших добродетельных правителей и образцовых детей. Но главное место все же принадлежало мотивам природы - деревьев, цветов, птиц и животных. Эйтоку изменил пропорции, сделав их более мощными и тяжелыми. Цветовая гамма стала более яркой, и сопоставление локальных цветов преобладало над тонкими нюансами и оттенками одного тона.

Подражая правителю страны, его многочисленные вассалы стремились также украсить свои резиденции по новой моде, и художники Кано, а затем и других школ были засыпаны заказами на росписи ширм и фусума, повторяя в разных вариантах ту основную стилевую модель, которую создал Эйтоку. Именно благодаря огромному количеству повторений мы можем судить о стиле этого мастера, ибо его собственные работы почти полностью погибли (замок Адзути после гибели Ода Нобунага в 1582 году был разрушен до основания, и есть лишь малая вероятность в предположении, что хотя бы некоторые росписи были вынесены оттуда и спасены). О циклах росписей в целом уже никогда нельзя будет составить представления, и только отдельные произведения, приписываемые Кано Эйтоку с большим или меньшим основанием, могут быть свидетельством его могучего таланта.

Кано Эйтоку. Кипарис. Роспись ширмы. Конец 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 7.

Существует предположение, что частью настенной росписи было изображение кипариса, существующее в настоящее время в виде восьмистворчатой ширмы (Национальный музей, Токио) и приписываемой Эйтоку на основании стилевых признаков33. Возможно, что первоначальная композиция была уменьшена и нарушена при переносе с фусума на ширму. Тем не менее это одно из немногих произведений, дающих возможность суд...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 8.

Но, пожалуй, наиболее полное представление об особенностях живописного почерка Кано Эйтоку, его темпераменте художника, экспрессии его кисти и внутренней динамике его форм может дать грандиозная по размерам шестистворчатая ширма «Китайские львы» (ее высота 2 м 25 см, при ширине 4 м 59 см; Коллекция императорского дома, Токио). Есть предположение, что это одна из пары созданных художником ширм, ...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 9.

Эйтоку использовал сходные приемы в совершенно ином художественном и историческом контексте. Мифологические существа, восходящие также к буддийской иконографии, трактуются Эйтоку как геральдические животные, олицетворяющие идею власти правителя страны, наделенного могуществом и силой. В них мало общего с реальными животными, что освобождает фантазию художника, ведет его к созданию образов-симво...

далее...