Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 7.

Существует предположение, что частью настенной росписи было изображение кипариса, существующее в настоящее время в виде восьмистворчатой ширмы (Национальный музей, Токио) и приписываемой Эйтоку на основании стилевых признаков33. Возможно, что первоначальная композиция была уменьшена и нарушена при переносе с фусума на ширму. Тем не менее это одно из немногих произведений, дающих возможность судить о живописи Эйтоку на золотом фоне (так называемой кимпэки-га) и о развитии его основной композиционной идеи, намеченной еще в росписях Дзюко-ин. На ширме изображена часть огромного ствола с искривленными могучими ветвями и тонкими нежными побегами, покрытыми мелкими листьями. Золотые облака скрывают как основание ствола, так и его вершину, так что его размеры остаются неопределенными, а могучие пропорции подчеркиваются сопоставлением с острой скалой в прорыве облаков, может быть, вершиной далекой горы, и с густо-синей водой потока, заполняющего долину. Дерево, облака, горы, потоки - все здесь представлено в своем самом обобщенном виде, в укрупненной форме. Наибольшее значение приобретает старое дерево - как образ человека, умудренного жизнью и вынесшего все ее тяготы, но еще полного скрытых внутренних сил. Ствол дерева образует костяк композиции картины. В нем заключено и основное динамическое начало. Изгиб ствола создает главное направление движения, его мощную волну справа налево в пространстве, параллельном плоскости картины. Это главное ощущение реализуется и в сопоставлении трех основных цветов - коричневого, синего и зеленого - с золотом фона, усиливающего их звучность. Золотые облака исполнены из отдельных кусков фольги, так называемых кимпаку (приблизительно равных 10x10 см), слегка отражающих свет, но лишенных яркого блеска, что влияет и на восприятие цвета 34. Несмотря на значительное упрощение цветовой гаммы, состоящей всегда лишь из трех основных компонентов, смягчение каждого из них (зеленый превращен в густо-оливковый, а коричневый то сгущается тушевыми мазками, то высветляется охристыми) делает их сочетания более гармоничными. Этому способствует и отсутствие жесткого тушевого контура, характерного для большинства работ школы Кано. Лишь мелкие, исполненные тонкой кистью листья контрастируют со всеми остальными мощными, подчеркнуто обобщенными формами. Можно себе представить, что именно такого рода обобщение и укрупнение форм стало методом Кано Эйтоку, когда он приступил к выполнению грандиозного заказа Ода Нобунага в его замке Адзути. Такой же отказ от детализации, обобщение форм, сопоставление крупных цветовых пятен и создание из них единой декоративной композиции видно и в другом приписываемом Эйтоку произведении - паре ширм, на каждой из которых изображен орел на могучем дереве сосны (Университет искусств, Токио). Композиционная модель Эйтоку тут подвергнута еще большему упрощению, чем в ширме «Кипарис» (Национальный музей, Токио) путем сведения к минимуму деталей, обобщенной трактовке не только ствола дерева, но и ветвей, как бы собранных воедино и обозначенных сходными по силуэту зелеными пятнами, внутри которых при более близком рассмотрении видны намеченные тушью ветки, а золотой краской - иголки хвои. Более детально исполнено оперение птицы, ее глаза, клюв, когти. Основной цветовой акцент - зеленое на золотом фоне облаков - создает и главный ритмический узор, дополняющий направление встречного движения к центру как на одной, так и на другой ширме. Хищная птица на сосне - олицетворение военной мощи, властности, силы - доминирует над всем прочим. В таком образном строе не могут существовать мелкие подробности, не нужна тщательная проработанность форм, равно как и оттенки чувств или настроений.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 8.

Но, пожалуй, наиболее полное представление об особенностях живописного почерка Кано Эйтоку, его темпераменте художника, экспрессии его кисти и внутренней динамике его форм может дать грандиозная по размерам шестистворчатая ширма «Китайские львы» (ее высота 2 м 25 см, при ширине 4 м 59 см; Коллекция императорского дома, Токио). Есть предположение, что это одна из пары созданных художником ширм, ...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 9.

Эйтоку использовал сходные приемы в совершенно ином художественном и историческом контексте. Мифологические существа, восходящие также к буддийской иконографии, трактуются Эйтоку как геральдические животные, олицетворяющие идею власти правителя страны, наделенного могуществом и силой. В них мало общего с реальными животными, что освобождает фантазию художника, ведет его к созданию образов-симво...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 10.

Подобная трактовка соответствовала их назначению и требованиям такого заказчика, как Тоётоми Хидэёси. Известно, например, что огромное число ширм было им заказано для торжественного шествия по случаю императорского визита во дворец Дзюракудай. Ширмы должны были ограждать по обе стороны дорогу, по которой будет двигаться процессия37. Ширмы на различные сюжеты использовались во время многочисленн...

далее...