Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 8.

Но, пожалуй, наиболее полное представление об особенностях живописного почерка Кано Эйтоку, его темпераменте художника, экспрессии его кисти и внутренней динамике его форм может дать грандиозная по размерам шестистворчатая ширма «Китайские львы» (ее высота 2 м 25 см, при ширине 4 м 59 см; Коллекция императорского дома, Токио). Есть предположение, что это одна из пары созданных художником ширм, подаренных Хидэёси в 1582 году клану Мори в знак примирения35. По-видимому, это наиболее достоверное произведение мастера, дающее представление о его монументальном стиле.

Ничего подобного в японском искусстве до Эйтоку не было. Отдаленными прообразами можно считать изображения неистовых охранителей веры и второстепенных божеств буддийского пантеона в религиозной скульптуре и живописи прошлых веков. Но здесь решалась принципиально иная задача, которая потребовала и иного стиля мышления и иных средств выразительности, рожденных новой эпохой, с ее бурными событиями и новыми историческими героями. Использовавшиеся в буддийской пластике и живописи приемы нарочитого преувеличения в передаче мускулов, экспрессии лиц с вылезающими из орбит глазами, оскаленными зубами и т. п. (таковы образы стражей - охранителей веры Нио или Фудо Мёо на иконах 11-13 веков) призваны были устрашать, подчеркивать могущество божества.

Кано Эйтоку. «Китайские львы». Роспись ширмы. Деталь. Конец 16 в.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 9.

Эйтоку использовал сходные приемы в совершенно ином художественном и историческом контексте. Мифологические существа, восходящие также к буддийской иконографии, трактуются Эйтоку как геральдические животные, олицетворяющие идею власти правителя страны, наделенного могуществом и силой. В них мало общего с реальными животными, что освобождает фантазию художника, ведет его к созданию образов-симво...

далее...

Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 10.

Подобная трактовка соответствовала их назначению и требованиям такого заказчика, как Тоётоми Хидэёси. Известно, например, что огромное число ширм было им заказано для торжественного шествия по случаю императорского визита во дворец Дзюракудай. Ширмы должны были ограждать по обе стороны дорогу, по которой будет двигаться процессия37. Ширмы на различные сюжеты использовались во время многочисленн...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 1.

Среди сохранившихся росписей авторство Кано Мицунобу наиболее достоверно подтверждается в отношении храма Кангаку-ин в монастыре Ондзёдзи (префектура Сига) 1600 года, ряда росписей в мемориальном храме семьи Тоётоми в Кодайдзи (Киото), а также в островном святилище Цукубусума на озере Бива. Ширмы и фусума в Кодайдзи датируются 1605-1606 годами, росписи в Цукубусума, видимо, совпадают по времени...

далее...