Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 9.

Эйтоку использовал сходные приемы в совершенно ином художественном и историческом контексте. Мифологические существа, восходящие также к буддийской иконографии, трактуются Эйтоку как геральдические животные, олицетворяющие идею власти правителя страны, наделенного могуществом и силой. В них мало общего с реальными животными, что освобождает фантазию художника, ведет его к созданию образов-символов, внутренний смысл которых раскрывается чисто живописными средствами - в характере линии и распределении цветовых акцентов, в композиции, ее динамике и внутреннем напряжении. Фантастические животные кажутся на мгновение приостановившими неудержимое движение вперед, от правого края картины к центру композиции (если принять во внимание существование парной ширмы). Они видны немного снизу, что усиливает впечатление монументальности, величия. Кажется, будто они преодолевают встречный ветер, и их гривы, хвосты развеваются, наподобие пламени, окружавшего в буддийских иконах Фудо Мёо и других божеств-охранителей. Сочными, сильными линиями подчеркнута мускулатура, общая напряженность фигур и особенно морд с огромными глазами и оскаленными пастями. Видно, что основные линии были прописаны художником дважды. Сначала это был размытый контур, намечающий основные формы, а в конце, уже после наложения пигментов, - окончательная, сильная, исполненная густой тушью сочная линия, назначение которой было не столько в передаче форм, сколько в подчеркивании их напряжения и динамики. Дважды, но уже с иными целями были прописаны и орнаментальные завитки на гривах и хвостах - сначала коричневой и зеленой, а затем золотой линией, опять-таки для усиления их главного смысла - орнаментальной сути, уравновешивающей буйную силу этих существ; это позволяло более органично расположить изображение на фоне золотых облаков. Структура облаков тоже двуедина: они и плоскостны и неопределенно-пространственны, что подчеркивается выступающими буро-зелеными скалами. А золотая дорога, по которой шествуют царственные звери, как бы подчеркивает их геральдичность. Так в произведении Эйтоку фантастический сюжет наполняется живой динамикой жизни, мощь объемных, наполненных силой форм соседствует с орнаментальной декоративностью деталей36. Важнейшее качество росписей Кано Эйтоку - чувство динамического ритма, на основе которого и создается целостность композиции. От всех дошедших до нас произведений этого мастера остается в первую очередь впечатление единого целого, подчиняющего себе отдельные детали. При чувстве живого движения, пронизывающего композиции Эйтоку, они лишены мимолетности, а, напротив, кажутся незыблемыми и полными силы.

⟨ назад  [в начало]  дальше ⟩
 
Категории
 
Рубрики
 
Статистика

Дополнительные материалы


Значение Кано Эйтоку в становлении стиля настенных росписей периода Момояма. Часть 10.

Подобная трактовка соответствовала их назначению и требованиям такого заказчика, как Тоётоми Хидэёси. Известно, например, что огромное число ширм было им заказано для торжественного шествия по случаю императорского визита во дворец Дзюракудай. Ширмы должны были ограждать по обе стороны дорогу, по которой будет двигаться процессия37. Ширмы на различные сюжеты использовались во время многочисленн...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 1.

Среди сохранившихся росписей авторство Кано Мицунобу наиболее достоверно подтверждается в отношении храма Кангаку-ин в монастыре Ондзёдзи (префектура Сига) 1600 года, ряда росписей в мемориальном храме семьи Тоётоми в Кодайдзи (Киото), а также в островном святилище Цукубусума на озере Бива. Ширмы и фусума в Кодайдзи датируются 1605-1606 годами, росписи в Цукубусума, видимо, совпадают по времени...

далее...

Развитие стиля Кано Эйтоку его учениками и последователями. Часть 2.

Постепенное изменение социальных условий в стране с приходом к власти сёгунов Токугава, стабилизация экономической и политической жизни, целый ряд ограничений в социальной сфере, в том числе запрет на строительство замков, - все это довольно скоро отразилось и в культуре, ее общей направленности. Все более заметные изменения начинают ощущаться и в живописи, ее стиле, особенно в настенных роспис...

далее...